Подбор отмычек для Украины. Аналитика ИС

Развязанная Россией гибридная агрессия в Украине перешла в фазу поиска невоенных способов урегулирования конфликта. Это в полной мере соответствует концепции ведения гибридной войны российским Генеральным штабом. Напомним, что глава российского генштаба Валерий Герасимов в начале 2013 года сделал резонансный доклад «Основные тенденции развития форм и способов применения ВС России» на конференции Академии военных наук РФ. А ровно через год весь мир увидел аннексию Россией Крыма, а спустя еще месяц – войну на Донбассе.

После оккупации Крыма и отдельных регионов Донбасса, наверное, не осталось тех, кто считал приведенную Герасимовым схему неким научным совпадением. И сегодня после фактического снижения активности в военных действиях на Донбассе, в российских военных и научных кругах обсуждаются сценарии урегулирования конфликта на востоке Украины.

Одним словом, в российском информационном потоке формируется дискурс о механизмах снятия напряженности в отношениях с Украиной. В этих целях в российских СМИ заметно снижена агрессивность контента, где практически исключены ярлыки 2014 года, как например – «украинские фашисты», «каратели» или «укробандеровцы».

Параллельно с этим в военной и научной среде России активно обсуждаются пути выхода Москвы из навязанной Киеву войны на востоке Украины. В формируемом кремлевском дискурсе в последние месяцы активизировался лейтмотив так называемого «постконфликтного урегулирования».

В этом году в ряде закрытых конференций российских военных академий и круглых столов с участием военных и политических экспертов ведутся обсуждения по поиску приемлемого сценария для Украины. Неудивительно, что их итогов нет в свободном доступе, хотя параллельно с ними ведутся дискуссии в открытом формате. Например, организуются форумы «Актуальные проблемы безопасности на Юге России», «Социально-политическое измерение мира: Россия-Украина-Новороссия», «Война или мир?» или, скажем, круглый стол в формате видеомоста Москва-Симферополь «Крым – открытая трибуна» и так далее.

Их общей отличительной особенностью является поиск путей для сохранения уровня информационного влияния в новом, невоенном формате. При этом, на такие форумы стало модным приглашать экс-чиновников Украины в качестве консультантов, которые неплохо разбираются в тонкостях украинской политики, дипломатии и экономики. Скажем больше, экс-министр МВД Украины А.Захарченко официально устроен консультантом в российских органах власти, а экс-премьер Н.Азаров часто появляется в стенах российского Кабмина. Беглые украинские высокодолжностные олигархи стали использоваться Москвой в качестве серьезного информационно-политического ресурса. Подобным образом российское руководство предпринимает попытки сформировать новый арсенал невоенного влияния на политическую ситуацию в Украине – набор «новых отмычек».

По мнению некоторых российских специалистов, цель таких действий – нарушить субъектность развития Украины, усилить внутреннюю конфронтацию, заменить властные элиты и поддержать оппозиционеров, готовых действовать в рамках модели внешнего управления. По сути, доктрина «управляемого хаоса» вкупе с новыми геополитическими установками России фактически превратились в наставления по подрывной деятельности на поле Украины. Напомним, что концепция управляемого хаоса была в свое время взята в разработку спецслужбами РФ, как важнейшая составляющая теории современных войн. В России применением технологий управляемого хаоса занимаются ученые В.Е.Лепский, В.В.Карякин, А.А.Бартош, С.А.Батчиков, И.А.Василенко и другие. Некоторые из их разработок можно найти в открытом доступе.

Практически во всех теоретических трудах  российских специалистов по механизмам «soft-влияния» важное место отводится формированию в Украине рычагов внешнего управления. Основными каналами воздействия рассматриваются лидеры общественного мнения – властная элита, лидеры оппозиционных движений, а также религиозные деятели.

Здесь следует сделать небольшое отступление, поскольку в среде военных специалистов есть множество скептиков, которые склонны видеть в АТО только военные угрозы.

Конечно, нельзя отрицать, что в последнее время на отдельных участках линии соприкосновения сторон конфликта на востоке Украины наблюдается военная активность с применением артиллерии. И внешне логичными кажутся заявления военных экспертов о начале новой фазы боевых действий на Донбассе. Конечно, увеличение количества жертв среди военных и местного населения подталкивают к такому выводу. Однако нужно смотреть дальше.

В этом случае подразделения российских террористических войск пытаются достичь поставленных перед ними информационных целей. Главная задача российского руководства – навязать Украине затяжную войну, которая со временем

·         истощит украинскую государственную казну;

·         не позволит Украине реанимировать экономику;

·         посеет мнение о приемлемости для Украины федерального государственного устройства;

·         разобщит украинское общество;

·         создаст ореол непобедимости российской армии;

·         сформирует абсолютное недоверие к украинскому военно-политическому руководству;

·         снизит у населения уровень патриотизма и так далее.

Согласитесь, что каждый из этих пунктов не относится к военным победам. Это невоенные (информационные, политические, экономические) поражения, к которым российское руководство подталкивает Украину. В конечном итоге, Кремль добивается того, чтобы официальный Киев согласился на предложения по «замирению» Украины на условиях России.

Отмычка к Украине подбирается через реализацию технологий управляемого хаоса. Основным направлением в этой связи рассматривается замена ключевых игроков в элитах на заранее подготовленных и управляемых кандидатов. Подготовка кандидатов уже ведется в «неправительственных организациях украинцев» в России и политических центрах при поддержке спецслужб. Во второй части этого материала мы их рассмотрим подробнее.

Их роль – создание волны «управляемого хаоса», что приведет к распаду системы без применения военных средств. Кроме прочего, делаются ставки на внутренние социально-экономические, этно-конфессиональные противоречия в Украине, всепроникающие коррупционные связи, разрыв в доходах различных слоев населения, отсутствие социальных гарантий, что будет использовано в качестве катализатора «управляемого хаоса». В Украине, к сожалению, такой комплекс противоречий довольно продолжительное время игнорируется руководством страны, что усиливает недоверительное к нему отношение.

Все это достаточно давно отмечалось российским руководством.

20.11.2014 г. на заседании Совета Безопасности РФ его глава, президент РФ В.Путин, призвал его участников обсудить проект новой Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года и меры по ее реализации. Внешне – Стратегия выглядит  внутреннероссийским документом, однако по своему содержанию Путин якобы видит главную угрозу своей стране из Украины: «события в Украине – это урок и предупреждение для России». При этом, он весьма обширно определил вектор по «борьбе с экстремизмом», вынося его за рамки государственных органов: «…это далеко не ведомственные задачи. Силами правоохранительных органов с решением таких задач не справиться. Должны активно участвовать все уровни власти, политические партии, структуры гражданского общества, правозащитные организации и представители традиционных религий России».

Когда стало очевидно, что Россия не смогла быстро победить Украину в развязанной гибридной агрессии, было решено создавать «ручной» политический ресурс из «прикормленных украинцев». Отправной точкой для такого решения стало оперативное совещание с постоянными членами Совета безопасности России (15.09.2014 г.), на котором обсуждались «пути мирного урегулирования кризиса на юго-востоке Украины с акцентом на гуманитарные аспекты». В целом, для российских спецслужб период лето-осень 2014 года стал организационным этапом по «штамповке» «украинского гуманитарного арсенала»:

·         август 2014 г. – создан Комитет общественной поддержки жителей юго-востока Украины по инициативе Совета Федерации РФ. Председателем Комитета стал вице-спикер верхней палаты Ю.Воробьев. В состав Комитета вошли члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, представители федеральных органов исполнительной власти, члены Общественной палаты Российской Федерации, представители общественных организаций, средств массовой информации;

·         сентябрь 2014 г. – попытка формирования пророссийской политической платформы из украинских депутатов на основе депутатской группы В.Олейника «За мир и стабильность» (24 украинских депутата-регионала прибыли для совещания в Государственную Думу России);

·         октябрь 2014 г. – создан Союз беженцев Украины при активной поддержке Комитета общественной поддержки жителей юго-востока Украины и депутатов Госдумы РФ.

В этой связи, был замечен всплеск политической активности руководства украинской диаспоры России – общероссийской общественной организации Федеральная национально-культурная автономия «Украинцы России».

Ее лидер – Богдан Безпалько, с началом агрессии России в Украину стал едва ли не самым популярным «украинистом» в российском информационном потоке. При этом, в его политических заявлениях от имени «русских украинцев» звучали ноты открытого осуждения украинской власти.

Для справки: 9 апреля 2012 года Министерство юстиции России при чрезвычайно конспиративных обстоятельствах и на удивление быстро зарегистрировало новую Федеральную национально-культурную автономию «Украинцы России» (ФНКА УР). ФНКА УР была учреждена вместо ликвидированных ранее (закрытых Верховным судом РФ по всяким надуманным предлогам) активных центров диаспор – Всероссийской украинской общественной организации «Об’єднання українців Росії» (ОУР) и Федеральной национально-культурной автономии украинцев. Название последней было положено в основу новой пророссийской, управляемой извне общественной организации украинцев. На тот момент подавляющее большинство руководителей украинских общественных организаций из регионов России расценили эти действия как «спланированную акцию, призванную внести раскол в украинское движение в России». Руководить новой организацией был поставлен некто Богдан Безпалько, человек сомнительной репутации, причастный к делам по ликвидации украинской библиотеки в Москве, уничтожению газетного фонда Библиотеки украинской литературы и к избиению сотрудниц библиотеки. Богдан Безпалько до своего «нового назначения» был привлечен к суду за сексуальные домогательства, но дело было закрыто после вмешательства в процесс администрации президента РФ. Карьера Безпалько в 2013-м резко пошла вверх, за короткое время он стал

·         членом Консультативного совета по делам национально-культурных автономий при Министерстве Регионального развития РФ;

·         постоянным участником международных конференций Всемирного конгресса русскоязычного еврейства, один из основателей Международного общественного движения «Мир без нацизма»;

·         постоянным участником конференций Института русского зарубежья, Белорусской Академии Наук;

·         экспертом и автором материалов на ИА «Регнум», постоянным комментатором пропагандистском радио Sputnik.

Одним словом, российские спецслужбы заблаговременно подготовили социально-информационный ресурс – ФНКА УР и «законсервировали» его, а в нужное время его просто активизировали. К осени 2014 года, мнение украинской диаспоры России стало созвучным с мнением российского руководства, хотя на самом деле оно не разделялось большинством украинцев в России.

(Продолжение следует)

Вячеслав Гусаров, эксперт по информационной безопасности, ЦВПИ, группа «ИС»

Джерело

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *