Вас звільнено, або Як…

Як повідомляють ред…

УІНП звернувся до голови…

Нещодавно керівницт…

Будинок, де жив Сковорода.…

Як раніше було пов…

У Харкові наукову медичну…

Гучний скандал наби…

Через обман до нагороди,…

У Харківському райо…

«
»

Три тысячи фейковых танков

Эта статья была впервые опубликована на DFRLab

Как сеть сайтов, посвященных теориям заговора, распространила фейковую новость об усилении группировки США в Европе

4 января малоизвестный новостной сайт, действующий из Донецка (Украина), опубликовал статью, в которой утверждалось, что США направляют в Европу 3600 танков в рамках «подготовки НАТО к войне с Россией».

Как и во многих других фейковых новостях, в этой истории есть доля правды: США действительно собрались усилить свои бронетанковые силы в Европе. Однако в статье тысячи других машин (в том числе сотни «Хаммви» и трейлеров) превратились в танки, и тем самым танковые силы США в Европе увеличились в 20 раз.

Новость широко распространилась в сети. В течение трех дней ее перепечатал десяток сайтов в США, Канаде и Европе. Кроме того, ею поделились примерно 40 000 раз. Статья переводилась на английский язык, цитировалась как достоверный источник российским государственным агентством «РИА Новости» и распространялась по русскоязычным сайтам.

При этом, как можно было легко убедиться, поискав по новостям в Google, это был очевидный фейк. Однако, несмотря на это, новость активно распространялась, причем не только в СМИ, непосредственно контролируемых Кремлем. Поэтому, отследив распространение этого фейка, можно пролить свет на вопрос, как обычно распространяются фейковые новости.

Факты

Начнем с описания фактических обстоятельств. 6 января 3-я бронетанковая бригадная боевая группа 4-й пехотной дивизии США, базирующейся в Форте Карсон, штат Колорадо, высадилась в немецком Бремерхафене и приступила к девятимесячной службе в рамках американской операции «Atlantic Resolve». Из Бремерхафена американские военные направились по железным и автомобильным дорогам в Польшу. В феврале им предстоит прибыть в места дислокации в странах Балтии, Румынии и Болгарии.

Согласно официальному сообщению командования американских войск в Европе, парк техники 3-й БББГ входят 446 гусеничных машин, 907 колесных машин и 650 трейлеров (всего — 2003 машины разных типов). Парк тяжелой бронетехники бригады состоит из 87 танков М1А1 «Абрамс», 18 самоходных артиллерийских установок «Паладин» и 144 боевых машин пехоты «Брэдли». Эти цифры широко цитировались западными СМИ, в том числе BBC, the IndependentFrankfurter Allgemeine ZeitungSpiegel и NDR.

Источник: справка о развертывании войск США в Европе с численностью техники (абзац 2, пункт 2).

В то же время в рамках стратегии «Atlantic Resolve», предполагающей быструю доставку подкреплений в Европу, на хранение на бывшую военную базу в Эйгельсховене (Нидерланды) поступило примерно 1600 единиц техники, в число которой также входят танки, САУ и другие боевые и вспомогательные машины.

Таким образом, суммарно парк техники, связанной с операцией «Atlantic Resolve», cоставляет около 3600 машин. Из них достоверно известно о 87 основных боевых танках (ОБТ), поставленных в Европу в составе 3-й БББГ. Достоверных данных о количестве ОБТ на хранении в Эйгельсховене нет, однако известно, что техники на хранении «достаточно для одной бригады». В состав стандартной американской бронетанковой бригадной боевой группы входит около 90 танков.

Таким образом, всего в рамках операции «Atlantic Resolve» поставлено порядка 180 танков, половина которых находятся на хранении.

Фейковая новость

При этом 4 января агентство «Donbass News International» (DNI), базирующееся в Донецке (Украина) и с сентября 2016 года являющееся государственным СМИ непризнанной «Донецкой народной республики», опубликовало статью под сенсационным заголовком «Массированное развертывание НАТО: США послали против России 3600 танков» Агентством «DNI» руководит Янус Путконен, финн, которого финское государственное СМИ YLE называло «солдатом информационной войны», а также первый иностранец, получивший паспорт «ДНР».

Источник / Сохраненная копия

В первом абзаце статьи содержалось не менее сенсационное утверждение: «Подготовка НАТО к войне против России, так называемая операция «Atlantic Resolve», идет полным ходом. В ближайшие дни из Германии в восточную Европу будет отправлено 2000 американских танков, а еще 1600 танков будут размещены на хранении в Нидерландах. Одновременно с этим страны НАТО направляют тысячи солдат к границам России».

В этой новости содержится очевидная фактическая ошибка: автор случайно или намеренно перепутал общую численность техники с численностью одних только танков и в результате завысил танковый парк в 20 раз. Для справки, согласно сайту globalfirepower.com, всего в американских войсках 8848 танков. Если бы новость DNI была правдой, это означало бы, что США одномоментно переправили в Европу 40% своих танков.

Могла ли это быть неумышленная ошибка? Говоря коротко, нет. Автор статьи достаточно хорошо знал детали размещения американских войск, чтобы далее написать в той же статье: «В январе 26 танков, 100 других машин и 120 контейнеров направятся по железной дороге в Литву. Германия направит 122-й пехотный батальон». Однако при таком знакомстве с деталями автор якобы считает, что вся техника, задействованная в операции «Atlantic Resolve«, — танки, о чем и сообщает в заголовке и первом абзаце. Это едва ли можно назвать неумышленная ошибкой.

Единственное объяснение заключается в том, что новость DNI — намеренный фейк, призванный демонизировать НАТО, США и Германию (о которой в статье говорится, что ее танки «прокатились смертоносной волной по Восточной Европе 75 лет назад»). Очевидно, именно для достижения этой цели и было завышено количество использованных ОБТ.

Распространение

Поначалу распространение новости в Интернете было довольно ограничено. В день публикации ее перепечатали только четыре других сайта. Два из них, по-видимому, являются агрегаторами. Первый, timesofnews.com, в основном посвящен событиям в Украине, а второй, trump24h.com, перепечатывает новости из широкого спектра источников, в том числе USA Today, Yahoo News, BBC и Washington Post.

Еще два сайта — тематические платформы: FriendsofSyria.wordpress.com в основном публикует новости о конфликте в Сирии, а therussophile.org посвящен России и ее отношениям с Западом. Оба сайта открыто поддерживают президента Сирии Башара Асада и президента России Владимира Путина и придерживаются антизападных, антиамериканских и антинатовских взглядов. Таким образом, размещение фейковой новости об агрессии НАТО соответствует их редакционной политике, хотя и не лучшим образом характеризует их журналистские стандарты.

Схема распространения фейковой новости DNI

5 января новость DNI получила значительное распространение, когда ее полностью перепечатал зарегистрированный в Канаде сайт globalresearch.ca. Однако это был не просто репост: оригинальный заголовок был дополнен обвинением президента США Барака Обамы в «политическом безумии», а также был добавлен пояснительный абзац. После этого абзаца была полностью приведена статья DNI.

Источник / Сохраненная копия

Globalresearch.ca, или «Центр исследований глобализации», публикует статьи, относящиеся к более широкому спектру тем, чем материалы Russophile и FriendsofSyria. Многие из этих статей представляют собой теории заговора. В частности, недавно на сайте было опубликовано неоднократно опровергнутое заявление, что Хиллари Клинтон управляет педофильской организацией из пиццерии в Вашингтоне; сообщения о том, что в ходе тайных государственных операций с самолетов распыляются отравляющие газы по всей Северной Америке, Европе, Австралии и Новой Зеландии (которые в статье неверно названы «все страны НАТО»); наконец, сообщение, что в декабре 2016 года в восточном Алеппо были захвачены в плен американские командиры (впоследствии этот же сайт заявил, что силы Асада «отпустили их, чтобы избавить НАТО от стыда»).

Сайт выступает за Путина и против НАТО (которые считает одним и тем же с США). По этой причине сайт обвиняли в финансировании со стороны Кремля, однако никаких доказательств финансовой поддержки, кроме редакционной политики сайта, приведено не было. При этом публикация очевидного фейка вполне соответствует этой редакционной политике.

То, что в заголовок добавлен пассаж о «безумии» Обамы, позволяет более точно отследить распространение этой новости — уже в двух разных вариантах.

5 января о «3000 танков» сообщило еще шесть англоязычных сайтов: tapnewswire.comthefringenews.com, блог на WordPress peoplestrusttorontobeforeitsnews.comalternative-news-network.net и «Центр глобального стратегического мониторинга». Все 6 использовали вариант globalresearch с «безумием» в заголовке.

Первые пять — псевдоновостные сайты, специализирующиеся на теориях заговора, особенно таких, которые дискредитируют Запад в целом и администрацию Обамы в частности. Например, все они публикуют упомянутые уже истории об отравляющих газах (tapthefringenewsbeforeitsnewsalternative-network-newspeoplestrusttoronto).

Шестой, «Центр глобального стратегического мониторинга», напоминает некий экспертный центр. Согласно описанию сайта, написанному, надо полагать, не носителем английского языка, это «некоммерческая и внепартийная исследовательская и аналитическая организация, посвященная анализу публикаций экспертного сообщества». Действительно, на сайте появляются экспертные доклады, посвященные, например, Турции и американо-китайским отношениям. Однако публикуемые доклады представляют собой работы других экспертных центров, зачастую без указания авторства (например, вышеупомянутые доклады принадлежат Brookings Institution, хотя это нигде не упомянуто). На сайте также нет ни адреса, ни других контактов, кроме электронной почты, а некоторые записи в длинном списке экспертов, по-видимому, скопированы с сайтов других организаций:

Источник: cgsmonitor.com. Сохраненная копия. Сравните с оригинальным изображением и текстом на сайте Atlantic Councill:

Таким образом, сайт экспертного сообщества, перепечатавший фейковую новость, по-видимому, сам является фейковым.

В последующие дни историю перепечатали еще два малоизвестных англоязычных сайта. Первый из них, davidicke.com, посвященный теориям заговора и также писавший об «отравляющих газах с самолетов», использовал вариант globalresearch с «безумием». Другой, американский сайт ультралевых активистов popularresistance.org, процитировал вариант DNI. Кроме того, на норвежском сайте steigan.no, который ведет норвежский коммунист Пал Стейган, был опубликован пост с кратким пересказом заявлений.

«Мощная эскалация НАТО: США послали 3600 танков против России». Источник: steigan.no. Сохраненная копия.

Новость также неплохо распространилась в социальных сетях. Согласно сайту DNI (который, возможно, не самый достоверный источник), его новостью поделились на Фейсбуке 28 000 раз. Новостью Globalresearch поделились 11 600 раз на различных платформах. Однако история не получила дальнейшего распространения в англоязычных СМИ, где цитировались цифры, указанные армией США. Даже кремлевский англоязычный канал RT сообщил только о «сотнях» вновь прибывших американских танков.

При этом в заголовке немецкого отделения RT появились 2000 танков:

Источник / Сохраненная копия

Путь в мейнстрим

Однако эта новость все же попала в мейнстримные СМИ, но при этом только на русском языке. 9 января российское государственное агентство «РИА Новости» опубликовало статью с цифрой в 3600 танков, при этом осторожно указав «СМИ сообщают о 3600 американских танках, предназначенных для европейского театра военных действий». Ссылка на источник вела на статью globalresearch.

Два абзаца спустя в статье приведена цифра в 87 танков. При этом не указано, что цифра в 3600 танков неверна.

Вместо этого автор статьи, «обозреватель» агентства «Россия Сегодня» (владеющего «РИА Новости» и Sputnik) Александр Хроленко принялся анализировать причины развертывания танков:

«Американская бригада предназначена для обороны фронта шириной не более 20 км. То есть, с максимально растянутым построением в один эшелон четыре бригады прикроют около 80 км фронта, потенциальная протяженность которого в Восточной Европе может достигать 1500 км (с севера на юг).

Очевидно, для обороны ЕС (так в тексте) четыре бригады интернационалистов альянса в Восточной Европе бесполезны. Тогда на что выделены деньги? Возможно, на очередную геополитическую авантюру в ковбойском стиле. <…> Для нового витка гражданской войны на Украине американской танковой бригады вполне достаточно. И остается только найти предлог для вмешательства (или «сдерживания» России)».

На следующий день Хроленко опубликовал еще одну статью, в которой представил обзор недавних военных и политических шагов США. В статье, в частности, говорилось: «7 января США начали переброску в Европу своей многотысячной войсковой группировки, в составе которой 3600 танков, из имеющихся у Пентагона 9 тысяч». Ссылка на источник на этот раз вела не на globalresearch, но на статью самого Хроленко, опубликованную днем ранее. Таким образом, сомнительный источник оказался скрыт.

При это само же «РИА Новости» приводило правильную численность американских танков 9 января и еще раз 11 января. Поэтому фактическая ошибка Хроленко вряд ли была случайностью или недочетом редактора.

В дальнейшем статья Хроленко также распространилась, хотя и не так широко. 11 января ее перепечатали известный пропагандистский сайт NewsFront, латвийский русскоязычный сайт Telegraf и сайт томской радиостанции. На следующий день ее также опубликовал сайт imperianews.ru.

Здесь мы наблюдаем классический пример «отмывания дезинформации». Первоначально фейковую новость запустил небольшой украинский сепаратистский сайт с сомнительной репутацией, с которого ее позаимствовали западные конспирологические ресурсы. «РИА Новости», в свою очередь, использовало один из этих ресурсов в качестве источника, запустив фейк в русскоязычные СМИ, где он получил некоторое распространение. Этот случай наглядно показывает, как даже самые очевидные фейки могут распространяться по сети, если они соответствуют редакционной политике сайтов, которые их перепечатывают.

Источник: Bellingcat

Бен Ниммо — старший научный сотрудник по информационной безопасности в Лаборатории цифровой криминалистики Атлантического совета (@DFRLab).

Джерело

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *