«Его взорвали»: Минобороны Британии объявило причину катастрофы самолета президента Польши


В среду, 10 апреля, в Польше проходят траурные мероприятия и молебны в память о жертвах авиакатастрофы польского президентского авиалайнера Ту-154М, которая произошла под Смоленском 10 апреля 2010 года. В разных городах республики по случаю девятой годовщины трагедии к местам захоронений погибших возлагаются цветы.

Утром в Варшаве прошла акция памяти у Президентского дворца с участием брата погибшего в катастрофе президента, лидера правящей в республике партии «Закон и справедливость» Ярослава Качиньского, а также премьер-министра Матеуша Моравецкого, членов его кабинета, спикеров Сейма и Сената. Жители Варшавы возлагают цветы к установленному в прошлом году в центре столицы памятнику жертвам крушения, а также на кладбище города — Повонзки, где похоронены многие жертвы трагедии. В Кракове цветы и свечи люди несут к Королевскому замку Вавель, где похоронена президентская чета — Лех и Мария Качиньские.

Накануне этого памятного дня британские эксперты из Forensic Explosives Laboratory при Минобороны Великобритании обнародовали свои результаты исследований, подтверждающие вывод польской правительственной подкомиссии по расследованию причин катастрофы — самолет президента Качиньского взорвали, сообщает «Польское радио» со ссылкой на слова председателя подкомиссии Антони Мацеревича. Напомним, эта британская лаборатория судебной экспертизы по взрывчатым веществам занималась, в частности, исследованием обломков самолета, взорвавшегося над шотландским Локерби в результате организованного режимом ливийского диктатора Муаммара Каддафи теракта.

«Не пилоты, не какие-то действия находившихся на борту людей привели к той трагедии, а взрыв. Сегодня уже благодаря британцам мы это знаем. Мы не определяем характер взрыва. Мы знаем наверняка, что в этом взрыве участвовал тротил, что не означает, что нам известно, какой была формула этого взрыва», — сказал Мацеревич.

Заместитель председателя подкомиссии по вопросам повторного расследования смоленской катастрофы профессор Казимеж Новачик уточнил, что проведенное Центральной полицейской криминалистической лабораторией исследование конца левого крыла Ту-154М показало наличие взрывчатых материалов.

«Эти исследования содержат графики, которые можно использовать для оценки места обнаружения взрывчатых веществ и того, какие это были взрывчатые вещества. Этот анализ позволил нам сделать эти выводы и сообщить в прокуратуру, потому что в июне прошлого года о результатах этих анализов мы проинформировали прокуратуру», — сказал Новачик.

В сообщении также указывается, что комиссия изучила исследования, проведенные в 2013 году Центральной полицейской криминалистической лабораторией, которые показали наличие следов взрывчатых материалов в 107 из 215 взятых образцов.

Мацеревич сообщил, что подкомиссия направила в прокуратуру ходатайство о возможности совершения преступления экс-главой Комиссии по расследованию авиакатастроф Ежи Миллером и членами той комиссии периода выяснения причин смоленской катастрофы в 2010 году.

Самолет Ту-154, на борту которого находились президент Польши Качиньский, его супруга и другие высокопоставленные лица (всего 96 человек) разбился 10 апреля 2010 года под Смоленском, неподалеку от аэродрома «Северный». Все пассажиры и члены экипажа погибли.

В Межгосударственном авиационном комитете назвали причинами катастрофы неправильные действия экипажа самолета и психологическое давление на него.

В свою очередь Комиссия государственной авиации по расследованию авиакатастроф МВД Польши признала причиной катастрофы ошибку экипажа, выделив в качестве фактора происшествия недостаточное аэронавигационное обеспечение полета со стороны диспетчеров аэродрома.

Однако сторонники польской партии «Закон и справедливость» (PiS), соучредителем которой был Качиньский, убеждены, что катастрофа стала следствием организованного покушения на жизнь президента, и заявили, что власти Польши и РФ скрывают это.

В Польше для повторного расследования причины Смоленской катастрофы создали новую комиссию. Эта правительственная подкомиссия в июня 2018 года сообщила об обнаружении следов взрывчатых веществ на останках как минимум одной из жертв трагедии.

Позже бывший министр обороны Польши, председатель подкомиссии по расследованию Смоленской катастрофы Антоний Мацеревич заявил, что причиной смерти был взрыв, который произошел перед тем, как самолет упал на землю. В свою очередь, в СК РФ утверждают, что на борту самолета взрыва не было.

Как заявил в интервью ТАСС в годовщину трагедии посол РФ в Польше Сергей Андреев, инициированное в Польше повторное расследование обстоятельств авиакатастрофы под Смоленском необоснованно ведется с обвинительным уклоном в адрес РФ без каких-либо доказательств.

«Несколько лет назад в Польше было запущено новое расследование обстоятельств авиакатастрофы под Смоленском 10 апреля 2010 года, в которой погибли президент Польши Лех Качиньский и сопровождавшие его лица», — напомнил посол, подчеркнув, что это разбирательство «ведется с очевидным обвинительным уклоном в отношении России». Претензии польской стороны к действиям российских властей после авиакатастрофы дипломат назвал «совершенно безосновательными».

«После гибели в 2010 году под Смоленском президента Леха Качиньского и его делегации граждане России и российское руководство глубоко и искренне сопереживали польскому народу. Российские власти в тех экстремальных условиях сделали все возможное, чтобы по просьбе польской стороны в кратчайшие сроки провести самые необходимые процедуры, как можно скорее передать ей останки погибших и организовать тщательное расследование причин и обстоятельств катастрофы. Эти причины и обстоятельства давно и хорошо известны — они изложены в докладах нашего Межгосударственного авиационного комитета (МАК) и польской «комиссии Миллера» от 2011 года. К трагическим последствиям привели, прежде всего, плохие погодные условия и ошибки экипажа самолета», — напомнил посол.

«Однако все это время польское следствие не прекращает попыток найти доказательства того, что к катастрофе причастна Россия. Таких доказательств как не было, так и нет, никто из действительно серьезных специалистов не ставит под сомнение выводы докладов МАК и «комиссии Миллера», но в этой ситуации российский Следственный комитет вынужден и дальше разбираться с запросами и версиями, которые выдвигает польская сторона. Соответственно, российское расследование не может быть завершено, и обломки самолета как вещественные доказательства по этому делу, согласно российскому законодательству, должны оставаться в распоряжении нашего следствия», — пояснил Андреев.

Отдел мониторинга
ИА «Ичкерия-инфо»

Джерело

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *