«Вы что творите?» Милиция обещает расследовать снос трёх памятников в Харькове

В ночь на субботу, 11 апреля, группа мужчин в балаклавах свалила три памятника в разных районах Харькова. С помощью автомобиля и троса неизвестные разрушили скульптуры Серго Орджоникидзе, Якову Свердлову и Николаю Рудневу. Памятник последнему сносили на глазах у милиции. 

То, как всё происходило, видно на записи канала «Накипело», который называет себя медиапроектом гражданской журналистики. 

За ночь молодые люди на белом микроавтобусе успели разрушить памятники Серго Орджоникидзе на ХТЗ, Николаю Рудневу на одноимённой площади и бюст Якову Свердлову на Полтавском шляхе. 

По лестнице противники советских монументов забирались на постаменты, цепляли один конец троса к скульптуре, другой — к автобусу и дёргали. 

Памятник Орджоникидзе от рывка не разрушился, а упал вместе с частью постамента. 

«Вы что творите?», — слышится крик женщины за кадром. 

Бронзовый революционер доставил «активистам» неудобства. Голова так крепко прижалась к земле, что для того, чтобы достать петлю с шеи, потребовалось несколько минут.

Прохожие обратили внимание на налётчиков в эпизоде с памятником Николаю Рудневу. 

«Ребята, ломать — не строить», — говорит кто-то из прохожих у поваленного монумента. 

«Мы построим, поверьте, мы построим», — отвечают им. 

Милиционеры, подъехавшие на площадь Руднева на машинах с мигалками, в ситуацию не вмешались. Хотя в облуправлении МВД заверили: информацию о поваленных памятниках внесли в Единый реестр досудебных расследований по статье «Хулиганство».  

Утром к разрушенному монументу пришла дочь скульптора Виктора Воловика — автора монумента Рудневу.  

«В 1959 году я была школьницей 1-го класса, когда открывали этот памятник, как раз на этой площади. Было очень много людей, молодёжи было очень много… Если вы обратите внимание, символики такой революционной нет. Он хотел просто показать, как командиру доложили, что там происходит бой, и он должен быть. И якобы Руднев на ходу вскочил, шинель накинул и побежал на передовую. Это памятник искусства. То, что он сделал памятник Рудневу, тогда было актуально. Сейчас это не актуально. Но как памятник искусства он ценен», — рассказала Нина Соболева журналисту «Радио Свобода» Анатолию Мажоре. 

Инциденты прокомментировал мэр Харькова Геннадий Кернес.

«Милиция развернулась и уехала. Что я могу сказать? Давайте мы сначала разберёмся с правоохранительными органами, пусть они нам ответят, как это получается, всё-таки это памятники. И тогда будем принимать определённые решения», — сказал городской голова. 

Видеозапись «Накипело» на YouTube подписана так: «Громада Харькова привела в действие закон об осуждении коммунистического режима».

Закон «Об осуждении коммунистического и национал-социалистического тоталитарных режимов», принятый Верховной Радой 9 апреля, президент ещё не подписал. 

«Когда он будет подписан, будем собирать рабочую группу и понимать, что нам нужно делать в Харькове с топонимикой. Конечно, это дело затратное. Я думаю одно переименование только проспект Ленина будет стоить несколько миллионов», — говорит Геннадий Кернес. 

Иванова, Петровского, Артёма… Улиц с именами советских деятелей только в центре — до десятка. Всего же в Харькове их около двухсот, говорит ответственный секретарь топонимической комисии Харьковского горсовета Алексей Хорошковатый. 

«Законы сложно комментировать, но могу сказать, что он написан и принят достаточно обобщённо. Когда мы входим в практическую плоскость его исполнения, возникает очень много трудностей, несуразиц. Чётко прописано, что переименованию подлежит, если человек являлся секретарём партийной организации не ниже райкома партии. К сожалению, сюда подпадают как и герои войны, так и деятели культуры и науки. Допустим, тот же член ЦК Василь Блакитный, герои войны Сидор Ковпак, герой Советского Союза, руководитель подпольного обкома партии Иван Бакулин. Дело в том, что эти должности — руководитель подпольного обкома или райкома — они в законе не обозначены. И исключений для этого нет. То есть если прямо этот закон реализовывать, появляются определённые сложности», — объясняет Хорошковатый. 

Как быть с памятниками архитектуры — тоже вопрос. 

«Декор памятников архитектуры является неотъемлемой частью памятника. Если чётко следовать букве закона, мы должны уродовать фасады памятников архитектуры. Убирать серпы и молоты, звёзды с лепнины ряда зданий города», — говорит секретарь. 

Если закон подпишет президент, органы местного самоуправления в течение полугода должны будут избавиться от советской символики, лозунгов, изображений и памятников.

This entry passed through the Full-Text RSS service – if this is your content and you’re reading it on someone else’s site, please read the FAQ at fivefilters.org/content-only/faq.php#publishers.

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *