Информационные враги или как создается пропаганда Кремля?Недельный анализ материалов из российского информационного потока показал
Информационные враги или как создается пропаганда Кремля?
Недельный анализ материалов из российского информационного потока показал интересные результаты: Москва переключила внимание на действия российский войск в Сирии и пытается создать видимость пострадавшей стороны от информационной войны Запада против России.
С возникновением тематики «сирийских бомбардировок» Украина оказалась отодвинутой на уровень «текущих событий в мире». Если год назад сообщения об Украине занимали более 90% всей новостной информации, то сегодня этот показатель едва дотягивает 5% отметки.
Феномен «переключения внимания аудитории» в российских информационных мероприятиях не является чем-то новым. Его вполне можно рассматривать, как давно обкатанный сценарий, который реализовывался в феврале 2014 г. в Крыму, в мае 2015 г. – на Донбассе, а с сентября 2015 г. – внимание было быстро переведено из Украины на события в Сирии.
Сегодня уже можно говорить, что информационный интерес к Украине достаточно быстро угас, а новая информационная обстановка уже обозначила ближневосточные приоритеты Москвы.
Для информационных аналитиков сентябрь-2015 запомнился «раскруткой» сирийского повода по поиску мотивов бомбардировок, которым Кремль заменили Донбасский сценарий.
Вообще, в российских медиа очень часто эксплуатируют риторику «надо защитить страну». В этих целях, важнейшим моментом для кремлевских информационщиков есть формирование образа врага.
Наличие виртуального неприятеля всегда являлось фактором сплочения России. Известны случаи, когда службистам НКВД приходилось придумывать врагов – так было легче управлять большой страной.
Для сегодняшней России враг уже определен – это Запад (Европа и США). Он якобы ведет информационную войну против России. Причем, детально разобраться, как это происходит и что от этого теряет сама Россия, достаточно сложно. Конкретной информации с цифрами о потерях России от «вражеских действий Запада» нет нигде – ее подменили сотнями эмоциональными тезисами. Например:
· «У англосаксов любовь к войне. Американская культура воспевает насилие, муки и смерть», – Д.Михеев, бывший старший научный сотрудник Гудзоновского института стратегических исследований США;
· «Запад считает Россию нецивилизованной страной и пытается ее уничтожить, это их типичная позиция», – депутат Госдумы Е.Федоров о сути мировой политики Запада;
· «Англосаксы сделали прибалтов своими рабами, а власть в своих прибалтийских землях поставили надзирателями над рабами», – сюжет RT;
· «Запад создает нестабильность в России для перевода российских денег в американские долговые обязательства», Н.В. Стариков, публицист, лидер организации «Профсоюз граждан России», директор петербургского филиала «Первый канал»;
· «Россия сегодня борется с наркоугрозой англосаксов в одиночку», – агентство новостей «Politikus.ru»;
· «Американцы заявляют о заинтересованности в обеспечении суверенитета и территориальной целостности Украины. Но их интересует Россия» – секретарь Севета безопасности РФ Н.Патрушев. «Антизападным» высказываниям авторитетных источников можно посвятить не одну книгу.
Эмоциональная нагрузка подобных сообщений выстраивает крайне негативные представления о политике Запада, она подспудно формирует мнение об угрозах для самих россиян.
Набор подобных тезисов запущенных через телевидение, радио или прессу и «расшаренных» в социальных сетях создает предпосылки к новым смыслам российской политики.
Таким же образом были сформированы идеи «угнетения этнических россиян» в Крыму и на Донбассе, а параллельно с этим находятся оправдания претензиям Москвы к чужым государствам.
Примечательно, что до сентября этого года врагом России была Украина, еще раньше – Грузия, а до этого – Ичкерия (Чечня).
Так уж устроена российская пропаганда: «враг – это допинг Кремля». Даже если он в «живет» телевизоре.
Очевидно, понимая это, российский пропагандист В.Соловьев еще в 2011 г. написал книгу «Враги России».
Сегодня Россия развернула боевые действия в Сирии, однако от этого количество ее «врагов» не уменьшилось.
Как находят врагов?
Итак, новый информационный вектор Кремля был окончательно сформирован к концу сентября. Приоритет был отдан Сирии.
Точкой отсчета можно считать визит В.Путина в Нью-Йорк, на открытие сессии Генеральной Ассамблеи ООН. До сего момента российские медиа испытывали неопределенность. Например, за неделю до указанного визита кремлевские СМИ как будто включили тумблер с названием «ЛОЯЛЬНОСТЬ» в отношении США и их руководству. По приезду Путина из Нью-Йорка привычная «враждебная» риторика в российских медиа восстановилась.
Можно говорить, что определение смысла «кто есть врагом России» было сформулировано в первых числах октября. В дальнейшем, в информационном потоке России поддерживается необходимый информационный фон обычными традиционными методами. Мы их исследовали.
Наш анализ различных инструментов информационного влияния за последние десять дней показал довольно интересные результаты.
Во-первых, это СМИ.
Приведем несколько простых примеров обозначения врагов России (в цитатах они подчеркнуты):
«семь стран – США, Великобритания, Франция, Германия, Турция, Саудовская Аравия и Катар, призвали Россию прекратить бомбить сирийскую оппозицию и обвинили Москву в нарушении воздушного пространства Турции»;
«нарушение воздушного пространства страны-члена НАТО (Турции) была воспринята как серьезная угроза устоям Североатлантического альянса»;
«бездействие Соединенных Штатов в борьбе с терроризмом создала основательную угрозу глобальной безопасности. Сейчас России приходится исправлять ошибки, допущенные неэффективными действиями США в Сирии»;
«американская корпорация CNN и британская ВВС имеют одну цель – выставить Россию агрессором, нарушающим нормы международного права и устои сложившейся системы международной безопасности» и другое.
Подобные месседжи формируются и распространяются российскими информационными агентствами, которые контролирует Кремль.
Во-вторых, это общественные организации. В унисон со СМИ в России развернуто движение в лице подконтрольных властям социальных групп. Наиболее показательным за последнюю неделю есть деятельность Фонда «Народная Дипломатия», который поддерживается МИДом России. Не так давно Фонд организовал международный форум «Русофобия и информационная война против России». Вместо изначально заявленной культурно-исторической дискуссии, риторика обсуждений на круглом столе сразу же перешла в политическую плоскость. Как и ожидалось, главными источниками русофобии были «назначены» США и Западная Европа. Но более всего заинтересовало другое: участники форума определили масштабы русофобии – это постсоветское пространство, а именно Украина, страны Балтии, Беларусь, Казахстан и др. независимые государства.
В своей резолюции участники международной конференции решили создать собственный инструментарий для ведения своей пропаганды:
1. Учредить всероссийское общество «Русская антидиффамационная лига против русофобии, ксенофобии и экстремизма» с задачей «противодействовать проявлениям русофобии».
2. Создать аналитический центр и портал «Бдительность» с привлечением юристов, историков политологов, филологов, психологов и т.д
3. Привлечь российские и иностранные организации для проведения мониторинга информации с целью выявления угроз с признаками русофобии.
В-третьих, создание стратегического контента. Телекомпания «НТВ» (холдинг «Газпром-медиа») выпустила 45-минутный документальный фильм «Мировая информационная война». Новая работа американского журналиста Мигеля Фрэнсиса пропитана кремлевскими мэмами типа «гуманитарная катастрофа», «киевская ложь» и «украинские фашисты-неонацисты».
По некоторым данным, бюджет картины был значительно выше обычной документалки. Часть фильма снималась в США (Нью-Йорк и Лос-Анджелес), в фильме задействованы американские медиа-эксперты (журналисты Р.Пэрри, А.Джонс и другие).
Фильм вышел в прокат 4 октября. Целевая аудитория фильма чрезвычайно широка – лента переведена на языки трансляции Russia Today (английский, арабский, испанский) и распространена буквально по всему миру.
Мы оставляем за скобками перманентный информационный фон ежедневных новостных, аналитических передач и ток-шоу на телевидении и радио. Хотя их доля в формировании информационной картины достаточно велика.
* * *
Подытожим. Создание и раскручивание нового информационного повода о борьбе России против террористической организации ИГИЛ стало главным трендом в информационном потоке Кремля.
На сегодняшний день количественный показатель сообщений об Украине снизился с 90% до 5%.
Вместе с тем, Кремль не собирается оставлять информационную нишу с «украинской проблематикой». Очевидной его целью будет дальнейшее использование информационного поля Украины по проведению перманентных информационных мероприятий пророссийского характера.
Вячеслав Гусаров, эксперт по вопросам информационной безопасности ЦВПИ, группа «ИС»
http://sprotyv.info/ru/news/kiev/informacionnye-vragi..
Посилання
sprotyv.info