Информационные катаклизмы ноября, – аналитика группы ИССерия террористических актов в Париже стала едва ли

Информационные катаклизмы ноября, – аналитика группы ИС

Серия террористических актов в Париже стала едва ли не самым громким событием ноября 2015 г.

Трагедия заставила внести коррективы в планы саммита G20: теперь главный вопрос для «большой двадцатки» – это борьба с террористической группировкой «Исламское государство». А украинские проблемы и кризис Европы с мигрантами вынесены за рамки саммита.

Террористические акты ноября изменили сформированную ранее информационную ситуацию для самой Украины.

В этой связи в информационном пространстве РФ было отмечено несколько приоритетных направлений.

Во-первых, это отказ Путина от участия в саммите АТЭС как раз накануне терактов в Париже.

Во-вторых, это продолжающаяся информационная война России и попытки не замечать ее в Украине.

В-третьих, очередное «воспевание» военной мощи России, что, видимо, превратилось в перманент.

Итак, по порядку.

Почему Путин отказался от участия в саммите АТЭС?

На прошедшей неделе самым загадочным событием в России стал внезапный отказ президента Путина принять участие в работе саммита Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества – форума по развитию торговли в регионе. Вместо себя он распорядился отправить на саммит премьера Медведева.

ак позже заявил Песков, президент Путин так решил сам. Он пояснил, что очевидной причиной такого решения стала «загруженность графика» главы государства.

Для справки: Саммит АТЭС пройдет в Маниле (Филиппины) 18-19 ноября.

Однако, позже появилась еще одна версия, что отказ продиктован соображениями безопасности.

План Путина на эти дни был расписан следующим образом:

· 15–16 ноября президент поедет в Турцию на саммит «Большой двадцатки», где изначально российской стороной инициировалась встреча Путина с президентом США Б.Обамой. Однако, американская сторона перенесла возможность общения Обамы с Путиным на окончание месяца (саммит ООН по климату в Париже);

· 17 ноября Путин должен посетить «один из российских регионов», какой – пока остается в тайне. Есть предположения, что российский лидер в это время может побывать на российской военной базе в Сирии;

· 18–19 ноября вместе с другими мировыми лидерами Путин должен был бы отправиться на Филиппины на саммит АТЭС. Однако, вместо него теперь поедет Медведев;

По большому счету, отказ от посещения форума АТЭС, который представляют главы государств, несет серьезные экономические и информационные потери, для России.

Во-первых, экономическое сообщество АТЭС, а это 20 государств-членов и 13 государств-кандидатов, с непониманием отнеслись к решению Путина. Безусловно, это не может положительно отразиться на экономическом доверии к России;

Во-вторых, для медийщиков решение Путина не посещать саммит АТЭС оказалось крайне неожиданным: за день до этого пресс-служба, возглавляемая Песковым, оформила визы журналистам, аккредитованным на саммит. Многие ведущие СМИ получили статью Путина о развитии сотрудничества России в Азиатско-Тихоокеанском регионе, которая должна быть опубликована в СМИ более сорока стран. Сами же журналисты прогнозируют серьезные репутационные потери для российского президента и в то же время пытаются связать серию терактов в Париже со внезапным отказом Путина лететь в Манилу.

В-третьих, по мнению зарубежных аналитиков, своим отказом Путин мог сделать именно акцент на саммите G-20. Для него это крайне важно, т.к. из прошлогоднего саммита «двадцатки», который проходил в австралийском Брисбене, Путина практически выдворили. Тогда он покинул форум под давлением коллег до официального его окончания.

Поэтому ожидается, что одной из приоритетных тем российских СМИ на следующей неделе будет серия публикаций в поддержку репутации президента РФ. В этой связи, можно только подтвердить мнение о том, что количество заказных материалов рейтинговой тематики возрастет в 1,5 – 2 раза.

«Недомирие»

Тематика вмешательства России во внутреннюю политику Украины практически ушла со страниц российской и мировой прессы. Сегодня достаточно редко можно встретить материал с риторикой об оккупации Донбасса (4-5% от общего объема информационного потока) и аннексии Крыма (0,5-1%).

Информационные последствия трагических событий в Париже 14 ноября еще больше отдалили Украину от мировых медийных трендов.

Сегодня информация о событиях в зоне АТО не выходит за рамки украинского информационного потока. К примеру, новости о потерях наших бойцов, вопросах социального обеспечения или жизни людей по ту сторону линии соприкосновения не присутствуют в новостных колонках зарубежных медиа.

К большому сожалению, для мировых СМИ события в Украине постепенно стали второстепенным вопросом.

Признаться, долю вины в этом следует возложить на украинских медийщиков – местные выборы, громкие скандалы в Раде и показательные аресты заставили их работать в орбите конъюнктуры внутренней политики. А об украинцах по ту сторону «пророссийского барьера» просто забыли. Если раньше еще попадались одиночные публикации о том, как живется людям за колючей проволокой, то за последние две недели в украинской прессе практически не было материалов об украинцах в оккупации.

При этом наши оппоненты довольно грамотно распорядились «конъюнктурным сумбуром» в информационном поле Украины.

Российская сторона широко использует информационный штиль «недомирия» в Украине в своих интересах. Их главными инструментами информирования в зоне оккупации были:

– ежедневные разведывательные сводки представителя «минобороны «ДНР» Э.Басурина. Руководство боевиков на оккупированных территориях применило старую, но проверенную тактику – «от советского информбюро» времен второй мировой войны. В одно и то же время заместитель командующего корпусом Э.Басурин озвучивает по телевидению и радио устрашающие сводки из фронта. По большому счету, «разведывательные донесения» в оккупированных районных определяют настроение аудитории. И это эффективно работает;

– местные СМИ (газеты, радио FM, телеканалы), которые находятся под контролем Кремля. Их задача – брать за основу сводки Басурина, «сдабривать» их собственными материалами и создавать информационные продукты для региона;

– авторитетные кремлевские издания России («Звезда», «Первый канал», «Россия» и другие) на основе потока местных СМИ создают собственные материалы и распространяют их для широкой аудитории;

– электронные средства коммуникации (социальные сети, новостные сайты, блоги) поддерживают информационный фон, который фактически сформирован российскими и пророссийскими СМИ.

Система информирования была бы неоконченной, если бы в ней не было исполнительного звена. Его роль выполняет руководство России, приведем только два примера:

– президент Росси В.Путин использует созданный информационный фон в реализации замыслов Кремля, касаемо Украины. Так, в одном из своих последних интервью, Путин открыто обвинил руководство Украины в «блокаде Донбасса»: «Не пускают туда продовольствие, деньги, ликвидировали там банковскую систему, блокировали экспорт». Далее Путин сделал громкий вывод, который был подхвачен авторитетными СМИ: «Сохраняется угроза превращения Донбасса в замороженный конфликт».

– министр иностранных дел С.Лавров каждый раз использует информационный фон Донбасса для демонстрации негативных качеств и недоработок украинского руководства. Например, на прошлой неделе он обвинил руководство Украины в накаливании ситуации на зоне АТО: «В последние дни ситуация в Донбассе значительно ухудшилась. Из Донецка регулярно приходят сообщения об обстреле жилых кварталов системами «Град» с позиций украинских вооруженных сил». Каждый раз он высказывает подобные заверения на официальных встречах «нормандской четверки», интервью или другом случае.

В целом, подобная структура инструментов напоминает классическую схему использования информации «снизу-доверху», что подразумевает максимальный охват аудитории.

Признаться, Украина пока не может похвастаться потоком контрпропагандистских мер с такой же периодичностью. К огромному сожалению, украинская позиция к этому времени не стала доминирующей в информационном потоке на востоке Украины, тогда как пророссийская точка зрения надежно закрепилась в оккупированных регионах.

Основной причиной подобного положения дел можно назвать банальное непонимание присутствия информационных угроз существованию государства в информационном пространстве Украины.

Этот вывод характерен для сегодняшней ситуации, когда прекращение огня на востоке Украины воспринят, как создание атмосферы полного перемирия сторон. Скорее «недомирия», которое полностью исключило информационную составляющую войны.

Итак, за последние две недели украинское информационное пространство переключилось на внутриполитические интересы и полностью отошло от реагирования на внешние информационные угрозы. Более того, Москва после терактов в Париже собирается настаивать, что главной мировой угрозой является ИГ, преследуя цель преуменьшить значение агрессии России против Украины.

Повод демонстрации военной мощи Россия использует постоянно

Риторика непревзойденности по военной силе и бравада ядерным потенциалом для России становится постоянным информационным поводом. В практике информационных операций такой прием называют «игра бицепсами».

«Военная мощь РФ» стала особо актуальной в конце августа 2015 г. В тот период шла подготовка к операции в Сирии и, параллельно с этим готовился диалог с мировым сообществом с трибуны ООН (речь Путина).

Ввязывание в сирийскую войну, цена победы которой должна представлять собой получение контроля над местными источниками углеводородов, не принесла молниеносной победы.

Новая информационная кампания по демонстрации военной мощи должна отвести внимание от новых жертв войны, выброшенных миллиардов и падение рейтингов России в мире.

Нужно отметить, что в этом плане российские информационщики стали применять качественно новые методы влияния. Среди них:

1. Создание множества информационных страниц в социальных сетях и отдельных сайтов о победах армии России в сирийской войне;

2. Сообщения о перевооружении российской армии на новейшие образцы боевой техники. Отдельно следует отметить наращивание вооружений военной группировки в Крыму;

3. Сообщения о российских военных достижениях (например, 14.11.2015 г. проведены учебные пуски из подводного ракетоносца двух баллистических ракет)

4. Обсуждение в прессе перспектив развития новых видов вооружения, например Федеральной космической программы 2016-2025 гг., новая Стратегия по противоракетной обороны, уточнение документов военного планирования РФ и другое в рамках недельных совещаний по обороне с Сочи.

5. Применение приема «разглашения информации», как метода привлечения внимания аудитории к проблематике наращивания военной силы.

Зарубежные военные аналитики объясняют новый виток демонстрации военной мощи России, как подготовка Кремля к отстаиванию своих якобы национальных интересов в Арктике, подготовке отражению возможной агрессии афганских боевиков в Таджикистане, готовности контролировать ситуацию в пророссийских анклавах – отрезанном Приднестровье, неспокойном Нагорном Карабахе, непризнанных Абхазии и Южной Осетии. При этом, необходимо учитывать, что Москва ведет активную фазу войны в Сирии и не полностью закончено противостояние в донецком оккупированном регионе. Здесь все, как в традициях КГБ – «кругом одни враги».

При этом, есть одна важная деталь – информационная акция по демонстрации военной мощи развернута в российских медиа перед завершением года. Это может означать, что она нацелена на создание мотивов у населения РФ касаемо повышения бюджетных расходов на военные статьи в будущем году.

Вячеслав Гусаров, эксперт по информационной безопасности, ЦВПИ, группа "Информационное сопротивление"
http://sprotyv.info/ru/news/kiev/informacionnye-katak.. – ссылки на источники в статье.


Посилання
sprotyv.info

Джерело

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *