Обратная сторона российской пропаганды. Аналитика группы «ИС»Информационная война России зачастую рассматривается нами в призме

Обратная сторона российской пропаганды. Аналитика группы «ИС»

Информационная война России зачастую рассматривается нами в призме влияния на внешнюю аудиторию. Об этом написано достаточно много.

Однако менее заметной остается другое ее направление – влияние госорганов России на собственное население.

Ее чудовищные результаты напомнили высказывание одного журналиста в Ираке во времена диктатуры Саддама: «Они счастливы потому, что не знают, как они несчастны!»

Итак,
Основу функционирования государственной пропаганды в России являет контроль информационных каналов. Такой подход не оставляет обществу никакой альтернативы. Предписано заранее, как воспринимать происходящие события. Народ «глотает» готовую информацию и реагирует на нее по заготовленному шаблону.

Цель использования пропаганды внутри России – это создание картины мира, а точнее нужной иллюзии, которая выгодна в данный момент Кремлю. Общество принимает такой сконструированный образ за реальное положение дел и живет в этой иллюзорной системе координат. Телезрители и радиослушатели понимают, когда и как нужно реагировать.

Внутренняя пропаганда России никогда не была однородным процессом. За последние несколько лет отчетливо наблюдались два периода.

К примеру, в 2014 г., в период аннексии Крыма и оккупации части Донбасса, Кремль усиленно «накачивал» внутреннюю аудиторию фальшивыми историческими и патриотическими месседжами. Как результат – бóльшая часть россиян искренне верила, что якобы Крым вернулся домой в Россию, а на Донбассе идет гражданская война. Кремль с помощью пропаганды определил вектор мнений о формируемой ситуации.

Другой период – со второй половины 2015 г. и до сих пор характерен тем, что в России стали развиваться кризисные процессы – экономические санкции Запада, обвал рубля, падение цен на нефть и прочее. Они повлияли на существующую до этого конструкцию внутренней пропаганды, и та стала терять эффективность.

Этот период интересен тем, что он формирует смыслы в рамках сегодняшней действительности миллионов россиян. Он кардинально отличается от предыдущего этапа тем, что пропаганда Кремля переключилась на адаптацию российской аудитории к новым условиям. Сказывались последствия кризиса, который Кремль до последнего момента не хотел признавать. Пустой «холодильник» стал куда убедительнее, чем патриотический «телевизор».

А что случилось с содержанием российского информационного потока?

Были изменены направления внутренней пропаганды, среди них:

а) смещение акцентов на другие проблемы: если снижаются зарплаты и уменьшаются социальные гарантии, то внимание переключается на абсолютно неинтересную проблему, которую искусственно делают резонансной (из последних – природные катаклизмы , резонансные происшествия в Москве, зверства банковских коллекторов, НЛО в Иркутской области и другое);

б) поиск абсолютно новых информационных поводов для влияния на общество (сирийские бомбардировки – защита России от террора, из Украины изгоняют Московский патриархат, против России ведется информационная война, одиозные высказывания секретаря СБ РФ Н.Патрушева, акция Рамзан Кадыров – патриот России, «изнасилованная девочка» в Берлине и другое). Отличительной чертой новых информационных поводов традиционно оставалось демонстрация образа врага России, с которым нужно вести борьбу;

в) сохранение высокого уровня доверия народа к руководству РФ, в особенности к президенту В.Путину: главный тезис нынешнего времени – виноваты все, кроме Путина;

г) информационная «подпитка» ранее созданных резонансных тем с преломлением их в призме к сложившейся ситуации (помощь Крыму от России, проблематика «республик» Донбасса, российско-украинские отношения в свете Минских соглашений и другое);

д) предупреждение протестных настроений в российском обществе. По мнению российских экспертов, в РФ прогнозируется рост протестных настроений в Москве, Петербурге, Краснодарском, Забайкальском Красноярском краях, Новосибирской, Ростовской, Иркутской, Воронежской, Амурской областях, а также в Дагестане, Башкирии и Татарстане. В качестве информационной контрмеры прокремлевские СМИ популяризируют месседж: «Острая фаза кризиса уже преодолена. Отечественные компании прошли адаптацию к новым реалиям», подкрепляя правительственным прогнозом роста экономики России на 2016 год на уровне 2,3%.

При этом, главным отличием всего нынешнего периода можно считать отвлечение внимания аудитории от социальных проблем населения, кризиса российской экономики и снижения уровня жизни. Причем, все это происходит на фоне значительного снижения историко-патриотического и культурно-воспитательного наполнения внутренней пропаганды.

Вместе с тем, для сегодняшней внутренней пропаганды Кремля характерны новые особенности восприятия, которые определяют ее эффективность. Забегая вперед, скажем, что возникли риски ослабления каналов влияния Кремля на «подконтрольную» аудиторию.

Во-первых, это достижение российской аудиторией лимита восприятия пропаганды. В этой связи показательной является цитата Авраама Линкольна (16 президента США): «Можно все время дурачить некоторых, или некоторое время дурачить всех, но НЕЛЬЗЯ ВСЕ ВРЕМЯ ДУРАЧИТЬ ВСЕХ».
По оценке социологов, российская пропаганда достигла пределов своих возможностей. Как заявил директор «Левада-Центра» Л.Гудков, запаса прочности у населения России относительно навязываемых Кремлем мотивов хватит на год-полтора. При этом, если цена на нефть не поднимется хотя бы до 50 долларов за баррель, то к осени текущего года или весне следующего этот самый запас прочности у населения будет исчерпан. Это может означать, что люди из путинского большинства, поймут, что лучше не стало. Те, кто год назад выходили на митинги с целью поддержать политику России, будут нести другие плакаты. Все больше людей оказываются по ту сторону баррикад и считают Кремль предателем. Причины, которые ими движут – экономические и социальные.

Во-вторых, становится ощутимым падение доверия россиян к Путину. Октябрьский 2015 г. рейтинг 89,9 % «любви» к президенту РФ сегодня не находит своих комментариев в государственных СМИ. Более того, государственная пресса старается больше не вспоминать о таких заоблачных показателях.

На самом деле, люди все еще верят президенту России – обращаются к нему за помощью и доносят до него критичную информацию. Но, когда они не получают ответа на свои вопросы, они меняют свои политические взгляды.

Сегодняшний рейтинг Путина пока держится на иллюзиях и его прежних заслугах: по мнению россиян, Путин сумел выйти из кризиса и обеспечил рост благосостояния России в 2000 годы. Но, не надо забывать, что на него работал значительный аппарат внутренней и внешней пропаганды России, обеспечивающий вторую составляющую его рейтинга – формирование иллюзий.

Сегодняшние вымыслы о президенте взяли верх над реальными достижениями. Большинство россиян едва ли не боготворит Путина даже при негативных показателях развития страны. Здесь действует старый российский принцип «добрый царь и худые бояре».

Среди рядовых граждан, поддерживающих российского президента можно услышать скрытую критику, которая трансформируется в его заслугу:
«Путин коррумпирован, но он не забывает о народе, он – «добрый вор»;
«…да, он (Путин) бандит…, но он помогает людям»;
«ворует Путин или нет, главное, что жить при нем стало лучше».

Не смотря на выстроенную десятилетиями пропагандистскую конструкцию «путинизма», в России все чаще звучит критика. Сейчас «народный негатив» подается вкупе с «иллюзорными заслугами» Путина, что, в общем, нейтрализует критику и придает тезису больше положительную окраску. При этом, еще год назад наличие критики Путина в его электорате не наблюдалось.

Другой важный момент – Путин создал себе ореол безальтернативности. Например, актуальная на сегодня фраза «А кто, если не Путин?» формировалась в России на протяжении десяти лет. По официальным данным, 53% россиян хотели, чтобы он оставался президентом.

В-третьих, риторика о революции в России плотно вошла в гражданский обиход. Причем, если несколько лет назад рассуждение о народном восстании в прессе вообще не обсуждалось, то сегодня об этом смело говорят разные категории российской аудитории.

Но, что наиболее интересно?

Мнения о возможной революции в России полярно разделились. К примеру, Кремль говорит о недопустимости в России «цветных революций» – вредоносного продукта Запада, в то время как оппозиция и прогрессивная часть населения считает, что народная революция в России неотвратима.

В целом, нужно отметить, что россияне стали смелее говорить о революции в России и перестали считать ее неким табу. В больших российских городах, где есть доступ к различным информационным ресурсам, формируется мнение о недоверии к власти и желании ее заменить. А такой процесс как раз и называется революцией. Как сказал российский политолог и профессор МГИМО В.Соловей, «Россия входит в социо-политический кризис, где революция не исключена».

По мнению российских социологов, протесты в России весьма ожидаемы и локальные вспышки по стране уже происходят. При этом, протесты не получают своего развития за локальными рамками. Главной причиной тому является отсутствие координирующего органа протестного движения в России. Последний показательный пример – всероссийская забастовка автомобилистов-транспортников. Выйдя за рамки отдельных регионов, протестная акция не смогла сплотить воедино ряды единомышленников и выступить единым фронтом против учредителей платного проезда по федеральным трассам. Акцию «раздробили», оставили без информационной поддержки и создали видимость «рассмотрения требований».

Помимо этого, необходимо учитывать фактор «инерции пропаганды». Двадцатипятилетнее влияние на население с определенными тезисами о доверии к руководству России и гаранту российской конституции не может за месяц-два изменить устоявшиеся смыслы в сознании миллионов россиян. Потому можно предположить, что сегодняшняя российская аудитория пока не готова к массовым акциям, хотя предпосылки уже существуют.

***

Таким образом, российская внутренняя пропаганда продолжает оказывать влияние на свою многомиллионную аудиторию. Нынешняя политическая ситуация в России определила новые приоритеты для информационного воздействия на собственное население.

Главным отличием внутренней пропаганды можно считать отвлечение внимания аудитории от социальных проблем населения, кризиса российской экономики и снижения уровня жизни. Все это осуществляется на фоне значительного снижения историко-патриотического наполнения российского контента.

Кроме того, одной из главных особенностей современного периода стало достижение предела восприятия пропаганды российской аудиторией, которого, по мнению социологов, хватит примерно на год-полтора.

Вячеслав Гусаров, эксперт по информационной безопасности, ЦВПИ, группа "ИС"

http://sprotyv.info/ru/news/kiev/obratnaya-storona-ro..


Посилання
sprotyv.info

Джерело

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *