Qırımtatar Milliy MeclisiДва года дискриминацииРовно 2 года назад, 26 февраля 2014 года, по инициативе

Qırımtatar Milliy Meclisi

Два года дискриминации

Ровно 2 года назад, 26 февраля 2014 года, по инициативе Меджлиса крымскотатарского народа у стен крымского парламента был созван многотысячный митинг для недопущения принятия Верховной Радой Крыма решений, направленных на нарушение территориальной целостности и государственных границ Украины.

Тогда сторонникам суверенитета Украины – крымским татарам и жителям Крыма других национальностей противостояли активисты партии «Русское единство» и отряды так называемой «самообороны», тем не менее участникам мирного митинга удалось предотвратить проведение внеочередной сессии парламента.

Однако на следующий день, около 4 часов утра 27 февраля 2014 года, Верховная Рада и Совет министров Крыма были захвачены вооруженными людьми в масках, без опознавательных знаков. На полуострове начались события, последствия которых кардинально изменили устоявшийся и привычный для всех жителей Крыма политический, правовой и экономический уклад жизни.

Эти события по сей день сопровождаются систематическими нарушениями прав человека, в частности, Меджлис крымскотатарского народа вынужден констатировать о преследованиях и репрессиях в отношении коренного народа Крыма – крымских татар.

Так, по факту гибели двух человек у стен крымского парламента 26 февраля Следственный комитет РФ возбудил уголовное дело, на скамье подсудимых которого оказались исключительно крымские татары. Главным фигурантом резонансного дела стал заместитель председателя Меджлиса крымскотатарского народа Ахтем Чийгоз, он находится под стражей в СИЗО Симферополя с 29 января 2015 года. Ему инкриминируют совершение преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 212 УК РФ («Организация массовых беспорядков с причинением насилия и уничтожением имущества»). Остальных 7 фигурантов данного дела, двое из которых – Али Асанов и Мустафа Дегерменджи, также находятся под арестом в СИЗО, обвиняют по части 2 той же статьи («Участие в массовых беспорядках»).

Заместитель председателя Миллий Меджлиса Ахтем Чийгоз неоднократно заявлял, что предъявляемые ему обвинения необоснованны, а политически мотивированное дело «26 февраля» является фарсом и заказным судилищем.
Российский правозащитный центр «Мемориал» признал Ахтема Чийгоза, Али Асанова и Мустафу Дегерменджи политическими заключенными.

На сегодняшний день власти РФ реализуют политику, направленную на ликвидацию системы органов национального самоуправления крымскотатарского народа. Об этом свидетельствует хронология действий крымских властей в отношении представительного органа крымских татар.

После безуспешных попыток добиться от крымскотатарского народа признания и сотрудничества, власти решили постановить запрет на въезд в Крым лидерам крымских татар: в апреле 2014 года – Уполномоченному Президента Украины по делам крымскотатарского народа Мустафе Джемилеву, в июле того же года – Председателю Миллий Меджлиса Рефату Чубарову, после – советнику председателя Меджлиса крымскотатарского народа Исмету Юкселю, а также активисту национального движения, политическому заключенному в годы СССР Синаверу Кадырову.

Более сотни из нескольких тысяч крымских татар, принявших участие во встрече 3 мая 2014 года на административной границе между Крымом и материковой Украиной национального лидера крымскотатарского народа Мустафы Джемилева и выступившие с протестом против запрета ему въезда в Крым, подверглись судебным преследованиям и наказанию в виде денежных штрафов.
Правоохранительными органами Крыма был возбужден ряд уголовных дел, присуждены штрафы в отношении БО «Фонд Крым», в здании которого располагался центральный офис Меджлиса крымскотатарского народа. Арбитражный суд Крыма принял решение об изъятии здания фонда в пользу государства как объекта культурного наследия. 17 сентября 2014 года после проведенного накануне 11-часового обыска, судебные приставы арестовали здание, Меджлис и газета представительного органа «Авдет» были вынуждены покинуть свой офис.

На полуострове появились случаи похищения и убийства людей, в частности 3 марта 2014 года был похищен и впоследствии найден убитым со следами жестоких пыток Решат Аметов, который вышел на одиночный пикет у здания Совета министров Крыма, систематически проводятся вооруженные обыски в домах рядовых крымских татар, членов Меджлиса крымскотатарского народа, руководителей региональных и местных меджлисов, в медресе, мечетях крымских мусульман, проводятся допросы, необоснованные аресты и задержания, казачьи рейды по домам крымских татар, также зафиксирован факт пыток электронным током Энвера Кроша, 1991 года рождения, с целью получить от него письменное согласие на сотрудничество с ФСБ и другие формы нарушения прав человека.

Один из последних прецедентов репрессий по национальному и религиозному признаку – массовые обыски с последующим задержанием 11 февраля 2016 года в домах 11 крымских татар. Четверых из задержанных в тот день человек, а именно Эмир-Усеина Куку, Энвера Бекирова, Муслима Алиева и Вадима Сирука, оставили под стражей до 8 апреля, их обвиняют по ч. 2 ст. 205.5 УК РФ («Организация деятельности террористической организации и участие в деятельности такой организации»). По аналогичному обвинению в деятельности организации «Хизб ут-Тахрир» с 2014 года в СИЗО г. Симферополя содержатся под арестом еще четверо мусульман – Руслан Зейтуллаев, Нури Примов, Рустем Ваитов и Ферат Сайфуллаев.

На полуострове учащаются акты вандализма, поджоги мечетей, кражи денежных пожертвований мусульман, осквернения мемориалов жертвам депортации.

Реализуя стратегию создания параллельных структур, власти Крыма создают подконтрольные организации из крымских татар, якобы представляющих интересы народа. Тщетными становятся попытки раскола единства крымскотатарского народа и его дезориентации путем проведения выборов в параллельный «Курултай» и, соответственно, формирования лояльного к властям исполнительного органа – «Меджлиса», а также безуспешными становятся усилия по «переформатированию» легитимного Меджлиса и «смене» его руководства, в отношении членов Меджлиса и делегатов Курултая крымскотатарского народа применяются различные формы давления, включая и прямой шантаж.

Ограничивается свобода выражения мнений и свобода слова, преследованию и давлению подвергаются граждане, имеющие отличную от действующей власти точку зрения, осуществляется политика двойных стандартов в возможностях реализации прав человека в Крыму, доводится до критического минимума уровень обучения на крымскотатарском языке, который признан одним из государственных в Крыму.

Дискриминационные действия властей приводят к прекращению либо переформатированию деятельности ряда независимых крымскотатарских СМИ. В частности, 1 апреля 2015 года на территории полуострова из-за отказа в лицензии от Роскомнадзора прекращает свое вещание первый крымскотатарский телеканал ATR, а также входящие в состав медиа-холдинга «ATR Group» детский крымскотатарский телеканал Lale и радиостанция «Мейдан». 17 июня телерадиокомпания возобновляет свою работу из Киева. Информационное агентство «Крымские новости QHA» получив подобный отказ в регистрации также вынуждено принять решение о прекращении своей деятельности на территории Крыма.
На территорию полуострова не допускаются международные мониторинговые миссии по правам человека, в 2014 году Крым смог посетить лишь комиссар Совета Европы по правам человека Нил Муйжниекс, после – две делегации: турецкая мониторинговая группа во главе с Мехметом Ускюлем в апреле 2015 года, миссия Совета Европы во главе с спецпредставителем генсекретаря СЕ Жераром Штудманом в январе 2016 года, которые также подтвердили ухудшение соблюдения прав человека в Крыму.

Меджлису крымскотатарского народа запрещается проведение 18 мая традиционного Всекрымского траурного митинга памяти жертв депортации, а также других мирных собраний и мероприятий, приуроченных ко Дню крымскотатарского национального флага, Дню прав человека и т. д.

В 2014 году, траурный митинг к 70-й годовщине насильственной депортации крымских татар со своей исторической Родины, ввиду запрета на проведение его на центральной площади г. Симферополя, проходит возле местной мечети в микрорайоне компактного проживания крымских татар Ак-Мечеть, а в это время военные вертолеты курсируют над скорбящими людьми. В 2015 году, помимо запрета на проведение митинга, накануне 18 мая властями в адрес членов Меджлиса выносятся прокурорские предупреждения о привлечении их к ответственности в случае организации ими массовых мемориальных мероприятий или участии в них.

15 февраля 2016 года т.н.прокурор Крыма Наталья Поклонская вручает первому заместителю главы Меджлиса крымскотатарского народа Нариману Джелялу копию искового заявления в Верховный суд Республики Крым о запрете деятельности общественного объединения на основании статьи 9 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности». Речь идет о Меджлисе крымскотатарского народа, который является высшим представительным органом национального самоуправления коренного народа Крыма – крымских татар, осуществляющим свою деятельность на основе принципа ненасилия и в полном соответствии с нормами международного права, принципами декларации ООН о правах коренных народов. Первый замглавы Миллий Меджлиса Нариман Джелял заявляет, что данное решение прокуратуры является сугубо политическим заказом, а Меджлис крымскотатарского народа является не только структурой, но и идеей, определенным символом, и отмечает, что представители национального движения крымских татар находили различные формы в тот или иной промежуток истории, но все же несли данную им ответственность перед своим народом.
https://www.facebook.com/meclis.org/posts/75056360504..


Посилання
www.facebook.com

Джерело

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *