Два года АТО: направления милитаризации Харьковской областиАнтитеррористическая операция на Донбассе официально началась 14 апреля

Два года АТО: направления милитаризации Харьковской области

Антитеррористическая операция на Донбассе официально началась 14 апреля 2014 г. К тому моменту Россия уже оккупировала Крым, но была отбита попытка Кремля захватить Харьков. В день формального начала АТО вряд ли кто-то мог прогнозировать, с чем придется столкнуться.

У многих была если не уверенность, то надежда, что война закончится за считанные дни – недели.

Дальнейшие события показали, что военная организация государства оказалась абсолютно неготовой к отражению российской агрессии. Понадобилось несколько месяцев, прежде чем с колоссальными сложностями, при значительной помощи со стороны общества удалось вернуть армии минимальную боеспособность и остановить противника.

Через два года войны основные рамки ситуации очерчены. Худшее, что может случиться – это полномасштабная война с Россией, когда Кремль задействует авиацию, ракетные войска и флот.

В практике оборонного планирования принято ориентироваться на максимальную угрозу и строить свои действия, исходя из неё. Опыт минувших двух лет дает возможность обозначить основные направления и задачи, которые предстоит решить в сфере обороны.

Прикладные вопросы развития сектора обороны и безопасности будут изложены в целевых государственных программах, принятие которых ожидается в ближайшие месяцы. В частности, должна быть принята среднесрочная программа развития Вооруженных Сил, а также программы развития оборонно-промышленного комплекса и вооружений.

Эти документы по понятным причинам носят закрытый характер. Однако, анализ открытых концептуальных документов оборонного планирования и реальной ситуации дает возможность вычленить несколько блоков, которые будут особо актуальны для Харькова и в сумме означают радикальную милитаризацию региона.

Разворот на Восток

Украину ожидает неизбежный «дрейф» военных организаций к границе с Россией. Сегодня многие с удивлением осознают, что все годы независимости украинская армия была устроена так, словно собиралась атаковать Польшу и Румынию. Достаточно посмотреть на текущую дислокацию органов военного управления, воинских соединений и отдельных частей, чтобы в этом убедиться. Всем известная 92-я омбр до начала войны была самым «восточным» среди значимых подразделений ВСУ. Донецкая и Луганская области были центрами ОПК, там располагались базы хранения, но «живой силы» практически не было.

Почему так произошло – вопрос риторический. Экс-министр обороны Александр Кузьмук в марте 2014 г. заявил, что ни один план стратегического применения ВСУ за все годы независимости не был направлен на защиту Востока и Севера. Именно это было маркером для партнеров Украины в НАТО, а не обильные политические декларации.

В момент распада СССР на территории Украины находилось три военных округа – Одесский, Прикарпатский и Киевский, который был ликвидировал уже в 1992 г. Константой военно-административного деления в Сухопутных войсках оставались центры в Одессе и Львове, вокруг которых были выстроены Западное и Южное оперативные командования. Последующие 20 лет территория этих командований неоднократно менялась, при этом восточные регионы всегда находились в роли второстепенно-вспомогательных.

Скажем, в 1998 г. при реорганизации Одесского военного округа в Южное оперативное командование к нему были также отнесены Днепропетровская, Харьковская, Донецкая и Луганская области.

В 2006 г. президент Виктор Ющенко утвердил новое военно-административное деление. Наряду с Южным и Западным ОК появилось Территориальное управление «Север», в которое перекочевала Харьковская область. Днепропетровская, Луганская и Донецкая остались в Южном ОК.

В сентябре 2013 г. президент В. Янукович снова изменил деление. Согласно принятого решения, в Украине должны были появиться два ОК – Запад и Восток. Штаб ОК «Запад» должен был переехать из Львова в Ровно, а штаб ОК «Восток» – из Одессы в Днепропетровск.

Нападение России внесло серьезные коррективы и заставило пересмотреть не только военно-административное устройство, но и базовые подходы к участию в коллективной безопасности.

В данный момент, согласно указа президента Петра Порошенко № 39 от 05.02.2016, в Украине выделены четыре военно-сухопутные зоны – «Запад», «Север», «Юг» и «Восток», которым соответствуют оперативные командования Сухопутных войск ВСУ. Зона «Восток» с центром в Днепропетровске включает Харьковскую, Днепропетровскую, Запорожскую, Донецкую и Луганскую области. Собственно в ближайшие годы нас должно ожидать бурное развитие этой оперативной единицы, что прямо отразится на Харьковской области.

Если говорить об организации Воздушных Сил, то Харьковская область, равно как и весь восток, относится к военно-воздушной зоне «Центр».

В данном контексте следует упомянуть Национальную гвардию Украины. В состав НГУ входит оперативно-территориальное объединение «Восток», к которому относятся Сумская, Харьковская, Донецкая и Луганская области. В Харькове временно расположен центр ОТО «Восток», который в перспективе должен развернуться в Донецке.

Изменилось значение Восточного регионального управления Государственной пограничной службы в целом и Харьковского пограничного отряда в частности. Не так давно руководство ГПСУ отчитывалось о мерах по укреплению участка государственной границы в нашей области.

В общем, поскольку главная военная угроза «переместилась» с Запада на Восток, неизбежно будут внесены изменения в план дислокации ВСУ и подразделений других органов сектора обороны и безопасности. Регион, который 25 лет была глубоко вторичным, становится главным приоритетом.

Территориальная оборона

Подробнее вопрос территориальной обороны освещен здесь. Модель построения ТО в Украине пока дискутируется, базовый законопроект «О территориальной обороне» с августа 2015 г. лежит в Верховной Раде без движения.

Харьковская область в апреле 2016 г. утвердила региональную программу территориальной обороны на два года, на которую планируют израсходовать 5,7 млн. грн.

Ключевым моментом всей этой работы остается отношение и вовлечение граждан. Не секрет, что в регионе далеко не все считают Россию агрессором, хотя формально необходимые решения приняты и в областном, и в Харьковском городском советах. Строить систему обороны без четкой внутренней установки, кто враг, очень сложно. Без этого невозможно получить многочисленный лояльный резерв, готовый стать в ружье за считанные часы.

Поэтому собственно военные меры должны предваряться и постоянно сопровождаться интенсивной информационной и воспитательной работой.

Оборонно-промышленный комплекс

Общая характеристика харьковского ОПК и перспектив его развития дана в этом материале. Наращивание производства увеличивает число занятых в оборонной промышленности, что также является фактором милитаризации. Основной момент – без харьковских заводов пострадают до 80% производственных циклов в украинской оборонке.

С учетом этого должны быть приняты серьезные меры для защиты города, который находится в 40 км от российской границы. Точно также должны быть защищены предприятия и другие военные объекты в Изюме, Лозовой, Балаклее и др.

В первую очередь речь идет о создании противовоздушного и противоракетного щита. В этом компоненте, включающем пилотируемую авиацию, БПЛА и ракетные комплексы Россия существенно превосходит Украину. В 2016 г. военно-политическим руководством Украины были приняты решения с целью приоритетной поддержки Воздушных Сил. Далеко не лишним будет получение западной помощи для построения системы ПВО и ПРО, которые максимально повысят издержки противника.

Беда в том, что атаки на Харьков с воздуха, а также обстрелы артиллерией вполне возможно осуществлять непосредственно с территории России. Даже Израиль не в состоянии перехватывать все ракеты от Хамас и Хезболлы, возможности которых несопоставимы с тем, чем владеет РФ.

Важнейшим компонентом становится оборона 300 км границы с РФ. И здесь нужны современные системы разведки и обнаружения, а также средства огневого поражения, которые исключат блицкриг. В частности, нужна запредельная концентрация ПТРК, разных видов высокоточного оружия и обученного персонала.

В Харькове должны быть развернуты части немедленного и быстрого реагирования, безупречно укомплектованные техникой и вооружениями.

Реализовать всё это вряд ли удастся без реформ, которые предполагают внедрение базовых стандартов НАТО. Речь идет о неоднократно упоминавшихся J-структуре для органов военного управления и штабной G-структуре, системах управления ресурсами, медицинским обеспечением и многом другом. Без этого точно не получить сколь-нибудь серьезную помощь от Запада.

Так, в ходе недавнего визита в Киев представитель Минобороны США Майкл Карпентер несколько раз подчеркнул, что объем помощи от Вашингтона жестко увязан с темпами изменений в украинской армии.

В общем, говоря о реформах в оборонном секторе, нужно понимать, что первичный этап – это изменения в сознании людей. И простых граждан, и высоких военных чиновников. В ситуации, когда одна часть украинцев считает, что все как-то рассосется и наступит мир, а другая транслирует тезис, что «главные враги сидят в Киеве», никакая помощь НАТО не спасет.

ИС-Харьков
http://sprotyv.info/ru/news/harkov/dva-goda-ato-napra..


Посилання
sprotyv.info

Джерело

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *