Timeline Photos


«СМЕРТЬИНВЕСТ» РВЁТСЯ К ВЛАСТИ

Зачем от мариупольцев скрывают шокирующую правду?

Мариуполь – город контрастов. Находясь возле самого Азовского моря, он ныне более известен как столица украинской металлургии. Хотя город возник именно как приморский, и старожилы ещё помнят обилие рыбы самых разнообразных видов на местных рынках. А сегодня главным кормильцем города стал металл, и море переживает экологическую катастрофу: из сорока видов рыб осталось только три – хамса (тюлька), пеленгас и бычок, объемы вылова которых катастрофически сокращаются. Все, что есть в городе сегодня, связано с металлургией и тяжелым машиностроением. И символом города является металлург, и именно его фигура вместо древнегреческих муз украшает мариупольский театр.

Казалось бы, поменяв дары моря на дары железных рудников, город должен был бы только выиграть и получить неплохую компенсацию за потерю курортного статуса в виде других привилегий. Как минимум, стать богатым городом, уютным для его жителей. Но почему-то как раз этого и не заметно. Люди живут в сером городе, полном пыли и вредных выбросов, рядом с морем, в котором небезопасно плавать. Не просто же так среди местных жителей кладбище в Старом Крыму считается самым быстрорастущим и самым большим в Европе, имеющим тенденцию к новому, уже мировому антирекорду? Кого за это благодарить? Не все об этом говорят, но все про это знают. Не случайно же родился горький и чисто мариупольский каламбур о местном промхолдинге – «Смертьинвест».

В Советском Союзе не очень-то заботились о человеке, когда речь шла о тяжелой промышленности. Об экологии же вообще всерьез не думали. С распадом СССР не изменилось ровным счетом ничего. Предприятия оказались перед дилеммой – проводить модернизацию или повышать свою рентабельность, сэкономив на выплате разного рода государственных и местных налогов. А для этого нужен доступ к распределению бюджета и прочие радости, которые дарит власть.

При этом именно сейчас идти к власти очень выгодно: в результате бюджетной децентрализации в местных бюджетах впервые стали появляться «лишние» деньги, к которым в этом году, прямо скажем, власть оказалась не готова. Но именно для Метинвеста вложения в развитие Мариуполя в предыдущие годы может оказаться окупаемым делом. Просто сравним цифры. Всего предприятиями Группы Метинвест в различные социальные программы Мариуполя за последние пять лет было инвестировано 165 миллионов гривен, в том числе в 2013 – 20 миллионов, в 2014 – 40 миллионов, в 2015 – 80 миллионов гривен. Много? Да, но только в нынешнем году профицит городского бюджета уже составил более 220 миллионов гривен, а до конца года возрастет еще более. Иными словами, Мариуполь уже в состоянии отлично прожить без помощи со стороны предприятий. Лишь нужно поменять нафталиновых городских руководителей на современных менеджеров.

И не надо при этом кивать на промышленников – предприятия Группы Метинвест только на первый взгляд являются высокодоходными. Что вообще происходит за стенами комбинатов, в городе практически никому не известно. Поэтому складывается впечатление о высокоэффективном производстве и больших прибылях компаний, которые, наверное, связаны с постоянно растущими рейтингами личного состояния г-на Ахметова. Но, как оказывается, это две разные цифры. И не всегда, если растет состояние хозяина, то дела на фирме идут хорошо.

Особенно это заметно на примере Мариуполя. Лишь недавно, летом этого года, была информация о возможном дефолте Метинвеста, которого с большим трудом удалось избежать. Лишь 30 июня этого года руководству Метинвеста удалось избежать дефолта и получить согласие держателей облигаций с погашением в 2015 году продлить срок их погашения с 20 мая 2015 года до 31 января 2016 года в обмен на денежную выплату 25% от номинала облигации в июле 2015 года.
Помнится, как в конце прошлого года было объявлено о временной консервации пяти производственных подразделений: двух – на комбинате имени Ильича и трех – на «Азовстали». Хорошо, что благодаря стечению обстоятельств два из них на ММК им. Ильича простояли не полный месяц и уже в начале марта возобновили работу. А ведь однажды обстоятельства могут и не «стечься»…
К чему, спросите, все это? Уж точно не к тому, что кто-то в городе желает остановки предприятий. Мы все хотим, чтобы они работали и процветали, зарабатывали средства для выплаты достойной зарплаты, постоянной модернизации производства, введения новейших разработок для снижения энергозатрат и повышения степени очищения промышленных выбросов и стоков.

Как этого достичь? Соблюдением главного принципа: каждый должен заниматься своим делом. Металлурги – варить сталь. Дорожники – строить дороги. Строители – возводить дома. Власть – заботиться о благе всех граждан. И когда каждый будет заниматься своим делом профессионально, будет результат и будет успех. Ну не должны металлурги рассказывать, как они возводят мосты, закупают парты для школ, ставят детские площадки, ликвидируют последствия обстрелов в Сартане и на Восточном, асфальтируют дворы и моют тротуары. Этим должна заниматься городская власть. Так давайте поможем металлургам и освободим их от несвойственного им бремени. Пусть просто работают и платят налоги в ПОЛНОМ объёме. И тогда власти перестанут постоянно ходить с протянутой рукой. И мы увидим результат по растущим зарплатам мариупольцев, улыбкам на лицах идущих со смены рабочих, по прозрачности воды, появлению рыбы в море и чистых городских пляжах. По уменьшению пыли в домах и уменьшении очередей в больницах и поликлиниках.

Нынешняя избирательная кампания особенная – впервые за многие годы политический тяжеловес Юрий Хотлубей не баллотируется в мэры. Город фактически выставлен «на открытый конкурс». И в Метинвесте решили, что нужно покупать такой интересный «актив». И кого же выдвинул Метинвестсвоим кандидатом на должность мэра? Практически все говорят, что этот кандидат как-то не очень отвечает главным критериям истинного металлурга и лидера «сильных людей» – голос мягкий и без металла, в очках, нерешительный… Да и молодой возраст тут совсем не на руку – ну не похож он ни на сильного опытного хозяйственника, ни на молодого энергичного интеллектуала-реформатора. Так, ещё весной 2014 года он засветился в компании с людьми, с которыми ныне культурный человек не станет общаться. Всё это тем более странно, что в команде руководителей предприятий есть более достойные и сильные личности и руководители. Так почему же он? И возникает главный ответ – единственное его достоинство – фамилия. Так похожая на многими любимого в городе Владимира Бойко. А раз так, очевидно, что руководство «Метинвеста» манипулирует общественным мнением, пытаясь «впарить» мариупольцам нечто непонятное в красивой обертке. Но не таким представляется кандидат от Метинвеста, не таким.
И тут как нельзя кстати напомнить, как комбинат имени Ильича стал частью Метинвеста. То, что человек или компания делали раньше, определяет их истинное лицо. Помнится, многие ильичевцы были готовы горой стать, в буквальном смысле этого слова, живой цепью вокруг предприятия на защиту его от поглощения Ахметовым. И если бы Владимир Бойко лишь намекнул, на защиту комбината встал бы весь Мариуполь. И это прекрасно понимал Ринат Ахметов. В результате дело было состряпано так, что руководство и собственники ММК им. Ильича вынуждены были сдаться, не дав финальной битвы. А в дело были пущены разные сочетания кнута и пряника – искусственно созданы проблемы в получении энергии (газа) и сырья, задолженности по невозврату НДС и много чего еще – уж Ахметова не надо учить, как заполучить желаемое предприятие. А все, кто знает историю создания империи Рината Леонидовича, понимают, что он не остановится буквально ни перед чем.
Вот сейчас разворачивается новая афера: специально в рамках избирательной кампании руководство Метинвеста объявило о создании более 500 новых рабочих мест на комбинате имени Ильича. Вокруг этого раздувается пиар: собираются заявления от работников «Азовмаша», из которых выберут лучших, вроде бы для официального трудоустройства. При этом играют на настроениях работников предприятия, которое пребывает в сложном положении и люди остаются без работы и зарплат. Нужно понимать, что это, как ни печально, всего лишь предвыборный трюк: точно известно, что на 2016 год на ММК им. Ильича уже запланировало увольнение около 800 рабочих. Так что касательно «новообращенных» в работникикомбината, дело, скорее всего, дальше подачи заявления и не пойдет. Но под выборы нужна картинка и надежды работников «Азовмаша» свою роль должны сыграть. А после выборов мнение людей уже будет не важно.

Да и широко разрекламированный «Фонд развития Мариуполя» являет собой не что иное, как бытовавшие в 90-х так называемые «внебюджетные фонды», из которых можно было брать деньги,«не парясь» о необходимости отчитаться за каждую копейку. А методы наполнения фонда, очевидно, напомнят нам еще более ранние 90-е, и наводят на мысль про криминальный «общак». Интересно, зачем Бойченко «Фонд развития Мариуполя», если он планирует возглавить город и получить доступ к его бюджету, который сам по себе является наилучшим фондом развития? Единственное объяснение – это всего лишь очередной пиар-ход, за которым ничего не стоит и который будет свернут сразу после выборов. Скорее всего, никакие средства туда так и не поступят. После чего избиратель почувствует себя легкомысленнойдевкой, которую использовали и бросили.

Другая история: восстановление Сартаны. События свежи в памяти и можно попытаться их восстановить. Сразу после обстрела 16 августа были составлены сметы нанесенного ущерба, созвана внеочередная сессия горсовета, на которой выделили все необходимые средства, а это без малого 3 миллиона гривен. Городской голова Юрий Хотлубей специально спрашивал у Сартанского поселкового головы Степана Махсмы – что еще нужно для восстановления? И получил ответ – ничего, выделенных средств достаточно. А потом на заседаниях штаба Обороны Мариуполя Махсма отчитывался, будто бы с помощью Метинвеста восстановлены два пострадавших дома. И что же мы слышим сейчас? Оказывается, Сартану восстанавливал… Метинвест. Все 124 дома. И потратил на это еще 4 миллиона. Странная позиция поселкового головы – утаивать от городского бюджета и депутатов необходимость выделения еще 4 миллионов. Если такая потребность на самом деле была. И вообще молчать о 3 миллионах, которые выделил горсовет, то есть деньги жителей Мариуполя, которые честно платят налоги.

Позволим себе допустить, что это деньги, которые Метинвест выплатил в виде зарплаты своим рабочим, которых забрал с цехов и отправил в помощь местным жителям, за что понятна их благодарность. Почему это не были работники коммунальных предприятий – вопрос, который следует задать городской власти. Какая же должна быть зарплата на предприятии, если за две-три недели, которые понадобились для восстановления, сумма составила 4 миллиона? Если это были 100 человек, то их зарплата составила за это время 40 тысяч гривен за две недели. Ну ладно, пусть работало 500 человек. Тогда 8 тысяч каждому. За полмесяца. Кажется, если бы рабочие узнали, какие деньги предприятие списало за их работу, то все записались бы в бригады по восстановлению разрушений. Но почему-то кажется, что рабочие-то этих денег и не увидели… Они так и остались на бумагах бухгалтеров корпорации.

Раз уж коснулись вопроса зарплаты, к руководителям Метинвеста, в том числе тем, кто занимается работой с персоналом, есть отдельные вопросы. В настоящее время Метинвест при всех его трудностях с отдельными звеньями, особенно с теми, которые оказались «по ту сторону» (хотя, очевидно, они там прекрасно работают), все-таки остается наиболее прибыльной компанией именно из-за того, что она ориентирована на экспорт сырья. В такой ситуации падение курса гривны в три раза на фоне стабильных цен на металлопрокат на мировом рынке обеспечило хозяевам корпорации рост прибыли в гривне тоже как минимум в три – два с половиной раза. Почему же в этом случае зарплата рабочих на предприятии растет так медленно? А если бы не выборы, возможно и не выросла вовсе. Читаем статистику – за первое полугодие этого года на ПАО «ММКим. Ильича»средняязарплатавырослана 19,5%, анаПАО «МК «Азовсталь» – на 17,5%. Ночтоинтересно – средняязаработнаяплатавцеломпогородутакжевырослана 17%. Ни у когонетощущения, чтонасобманывают?Кстати, размерзарплаты – вопрос, который все чаще задают жители города, и на который вразумительного ответа так и не последовало. Мы только слышим – «зато компания инвестирует в город», «асфальтирует дворы», «покупает парты» и много всяких других мелочей, которые не идут ни в какое сравнение с десятками миллиардов гривен прибылей собственников Метинвеста. Естественно, низкая зарплата не касается руководителей высшего звена, представителем которого является и заместитель генерального директора по персоналу и социальным вопросам Вадим Бойченко. У них зарплаты начинаются от 300 тысяч гривен и до бесконечности. Это все знают, но молчат. Предприятие-то частное, кому не нравится – до свидания.

Не будем забывать – в начале 2010 года на ММК им.Ильича работало без малого 50 тысяч человек. После его перехода вМетинвест уже до конца года численность рабочих сократилась до 42 тысяч человек, то есть минус 8 тысяч! В 2011 году уволены еще 4 тысячи человек, в 2012 году – почти 2 тысячи человек и в 2013 году – опять уволены 4 тысячи человек. Спросите у Бойченко – он, как директор по персоналу, должен знать – сколько сейчас человек работает на предприятии? И правду он вряд ли скажет.
И мы помним, что уже с конца 2010 года Метинвест, как новый владелец ММК им. Ильича, отказывается от всех своих социальных программ и передает на баланс города все непрофильные активы – детские сады, спортивные комплексы, бассейны и т.д. Это те, кто сейчас ратует за детские площадки и коммунальную сферу, и пытается показать свою обеспокоенность ее развитием.
А чтобы все молчали – в городе уничтожена свободная пресса и телевидение. Такой монополизации, как в Мариуполе, в сфере СМИ нет больше нигде, ни в одном городе Украины! Все в одних руках. И это при том, что в МГУ есть целый факультет, готовящий журналистов и специалистов по коммуникации. Имени Метинвеста.

Но главная проблема в том, что бизнес не может сам отказаться от прибыли и от возможности врастать в структуры власти. В этом ему должны помочь мариупольцы. Бизнес, который в погоне за прибылью готов на все, можно остановить лишь применением суровых сдерживающих и карательных мер. И такоймерой должен стать проигрыш кандидата от Метинвеста на выборах Мариупольского городского головы. А штрафом станет потеря многомиллионного финансового ресурса, бездарно потраченного на кампанию. И поверьте, это станет благом и для самой компании, помогая сконцентрироваться на собственных реальных проблемах. И руководство холдинга должно понять: бизнес – отдельно, власть – отдельно. Может быть только так и не иначе.

Сергей Яковлев

Джерело

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *