История задержания и.о. директора ГП «Югвоенстрой» концерна «Укроборонпром»
Многие уже наслышаны о задержании и.о. директора ГП «Югвоенстрой» Михаила Клименко, во время получения им крупной взятки. Но все же, стоит в этой истории данного крупнокалиберного корупционера расставить несколько точек над "i".
Акт первый. Задержание к празднику.
Было это простым совпадением или же своеобразным «подарком» ко Дню ВСУ, вряд ли кто-нибудь скажет. Но факт, остается фактом – погожим декабрьским днём одесские антикоррупционные силы в лице работников военной прокуратуры Южного региона Украины, Управления защиты экономики, Национальной полиции и СБУ застали с поличным и.о. директора ГП «Югвоенстрой» Михаила Клименко при получении взятки в размере 500 тыс. гривен. Вы спросите, отчего история получила такой серьезный резонанс? Во-первых, размер взятки впечатляющий, во-вторых — ее получатель возглавлял предприятие оборонного сектора.
Для справки: ГП «Югвоенстрой» — предприятие МО Украины. Входит в концерн «Укроборонпром», ведет строительство жилых домов для военнослужащих, активно принимает участие в государственных тендерах. Руководил им вышеупомянутый Михаил Клименко с середины августа по начала декабря прошлого года.
Случай, в принципе, рядовой – господин Клименко пообещал одному местному предпринимателю подключение к электрической сети ГП «Югвоенстрой» и вызвался оказать ему содействие в получении разрешительной документации. Естественно, электросеть и подстанция находились на балансе МОУ. Для лучшего понимания тут следует упомянуть, что процесс согласования технических условий и договоров по таким вопросам сопровождается множественными бюрократическими проволочками. Удовлетворительного результата приходится ждать годами, и далеко не всегда успешно. А тут такая удача – руководство госпредприятия само пошло навстречу, и всего за 200 тыс. гривен – именно о такой сумме шла речь на первых порах. Стороны ударили по рукам, а соглашение закрепили вручением Михаилу Клименко задатка – 2 тыс. долларов, что, в свою очередь, успешно зафиксировали соответствующие правоохранительные органы. Несколько позже, стоимость услуг господина Клименко возросла до 550 тысяч гривен. Аппетит, как известно, приходит во время еды… Сейчас сложно сказать, что именно стало подспорьем для правоохранителей. Скорее всего, фиксация факта получения Михаилом Клименко первого транша взятки сыграла свою роль. И уже в финале первого акта нашей трагикомедии на одной сцене сошлись и.о. директора ГП «Югвоенстрой» и группа мрачных товарищей в костюмах с наручниками и «макаровыми» наперевес…
Акт второй. Тайны вскрытой ячейки.
Гражданину Клименко было предъявлено обвинение по ч.3 ст. 368 УК Украины. А это — получение взятки в особо крупном размере лицом, занимающим особо ответственное положение. Наказывается лишением свободы на срок от 8 до 12 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет с конфискацией имущества. Военная прокуратура Южного региона попросила суд назначить для Михаила Клименко залог в 3 млн. гривен, но Приморский суд г. Одессы назначил залог в 2,29 млн. гривен.
Комичность этой драме придает то, что заявителем по делу проходит известный в Одессе Павел Серебреник, который умудрился сдать правоохранителям 16 (!) «клиентов» из числа коррумпированных госслужащих и правоохранителей.
А далее события развивались стремительно, и к делу приобщили новые вещественные доказательства. 9 декабря 2015 года следователи получили разрешение суда на вскрытие банковской ячейки господина Клименко. Перед глазами следователей открылись несметные богатства — 185 тыс. долларов, 70 тыс. гривен, 1300 евро и золотые слитки…
Этот факт даже прокомментировал главный военный прокурор Украины Анатолий Матиос, — «Там есть на что посмотреть (стопки денег в валюте). Считаем. Думаю, трудно будет горе-руководителю и его покровителям объяснить происхождение этих средств. Все чаще задумываюсь, почему наши "доблестные" нардепы не напишут закон и не введут наказание за взяточничество как в Китае – пожизненно или смерть?", — посетовал он.
Адвокат гражданина Клименко отреагировал незамедлительно и сразу же подал апелляцию с целью снизить сумму залога как минимум вдвое. В ответ на такие действия поднялась активная часть общественности Одессы. 11 декабря под стенами апелляционного суда собрались активисты «Люстрационной комиссии Одесской области», «Самообороны». В итоге апелляционный суд вынес решение – сумма залога неизменна, и подследственные лихорадочно занялись поиском денег.
Тут стоит сказать, что деятельность ГП «Югвоенстрой» оказалась в поле зрения военных прокуроров еще знойным летом. Блюстители военного правопорядка выявили злоупотребления на предприятии, нанесшие «незначительный» ущерб государственной казне в размере 143 тыс. гривен. Нерадивые работники ГП «Югвоенстрой» пролонгировали договор аренды госимущества без изменения пропорции распределения арендной платы: 70% получало предприятие, 30% —госбюджет, а должно было быть совершенно наоборот. Тогда, в июле 2015 года на это «пустяшное» злоупотребление руководство оборонного предприятия не обратило пристального внимания. По всей видимости, этот факт не учел и новый директор ГП «Югвоенстрой» Михаил Клименко, возглавивший его только в середине августа. А вот военные прокуроры взяли на заметку и, видимо, не зря.
Акт третий. Моральный облик подследственного. Российский след.
А теперь давайте рассмотрим личностные характеристики гражданина Клименко в короткой ретроспективе. По имеющимся данным, гражданин Клименко — выходец из славной Луганской области. Как известно, в нашей стране не бывает робин гудов, тем более, в краях широких степей и терриконов. По уже сложившейся традиции, любые мало-мальски выдающиеся деятели родом с востока Украины растут в карьерном плане благодаря протекции своих земляков, занимающих высокое положение на политическом (читай — бизнесовом) Олимпе нашей страны.
Злые языки говорят, что Михаила Клименко связывает крепкая мужская дружба с народным депутатом от фракции «Оппоблока» Сергеем Дунаевым. По иронии судьбы или по случайному стечению обстоятельств, сей достойнейший народный избранник (представитель Луганской области) — член Комитета ВР Украины по вопросам предотвращения и противодействия коррупции… Комично, не правда ли?
Эти же злопыхатели утверждают, что на должность и.о. директора ГП «Югвоенстрой» Михаил Клименко попал именно с подачи Дунаева. А ранее, до начала своей службы на благо обороны Украины, подследственный Клименко числился в бизнес-партнерах нардепа.
Теперь обо всем по порядку. В 2010 году Михаил Клименко был избран депутатом Лисичанского городского совета от Партии регионов. Следует сказать, что на благо города Михаил Клименко работал спустя рукава — на сессиях горсовета народный избранник практически не появлялся, общественной деятельностью активно не занимался… В то счастливое для всех регионалов время протекцию ему оказывал не кто-нибудь, а сам(!) тогдашний министр топлива и энергетики Украины Юрий Бойко.
Тогда трудовую деятельность наш герой осуществлял на посту начальника отделения госпредприятия «Государственный центр по вопросам платежеспособности и банкротства». Весьма нужная должность для «понятливых» предпринимателей, склонных к схемам, связанным с банкротством и выведением средств. В этот же период разгорелась нешуточная баталия вокруг одного из ведущих предприятий области — ОАО «Лисичанская сода». Некогда монопольный производитель пищевой соды в ходе приватизации был под управлением группы «Приват», потом был продан «Русской содовой компании», а в 2008 перешел под контроль «Бинбанка» Михаила Шишханова, российского банкира. Далее все было делом техники — тайный союз выдающихся жителей Луганской области сделал свое дело. Местный актив Партии Регионов обеспечил выход заинтересованным лицам на нужных людей в администрации и госорганах, регулирующих вопросы банкротства, в нашем случае— на Михаила Клименко. С приходом «Бинбанка» на заводе были остановлены все инвестпроекты, в 2010 году предприятие остановилось, и в октябре этого же года Хозяйственный суд г. Лисичанска принял решение о его банкротстве. Арбитражным управляющим завода становится известный нам Михаил Клименко. Именно под его руководством за короткое время активы предприятия были распроданы. Доход от продажи активов составил около 55 млн. гривен, которые пошли на удовлетворение требований компании, близкой к «Бинбанку»… Неудовлетворенными же остались Налоговая инспекция и Пенсионный фонд Украины. В итоге «Лисичанская сода» была разрушена, большая часть предприятия демонтирована, а нужные люди в России остались при деньгах.
Вот вам и вся пьеса о «крепком хозяйственнике» с не менее крепкими связями. Как вы думаете, много ли домов и квартир понастроил бы этот субъект для наших военных, прошедших АТО?! Ответ очевиден. Очевидным является также и то, что руководству «Укроборонпрома» стоит пристальней присматриваться к кандидатурам на те или иные руководящие должности в своём концерне. Дабы конфуз не вышел… Главное, вымогатель таки попался в сети правосудия, хотя Фемида еще не сказала своего последнего слова.
Алексей Муромов, специально для «ИС.Юг»Материал подготовлен при поддержке МФ «Відродження»Читайте и смотрите так же в: