Украинская автокефалия и контригра Кремля. Аналитика ИС

Ложь, манипуляции, провокации – сегодня против Украины задействован весь арсенал московских попов на службе ФСБ.

Обращение украинских православных иерархов к Вселенскому (Константинопольскому) патриарху Варфоломею с просьбой о признании автокефалии единой православной церкви в Украине, искусственно разделенной в результате интриг Москвы, ожидаемо вызвали отчаянное сопротивление Московского патриархата. Контригра кремлевских попов идет по нескольким линиям, которые, в настоящее время, проявились, по-видимому, уже все, и все, в целом, понятны.  И, коль скоро Кремль засветил все свои козыри, появилась возможность нарисовать общую картину происходящего.

Юридическая сторона вопроса

Большинство публикаций на тему борьбы за украинскую автокефалию – а их в последнее время появилось много, сосредоточены исключительно на церковных проблемах. Между тем, любая церковь является ещё и юридическим лицом, которое владеет имуществом, вступает в отношения с другими лицами, ведет хозяйственную деятельность и обязано выполнять законы страны пребывания. 

В Украине церковная деятельность регулируется Законом о свободе совести и религиозных организациях.  С избранных мест из него мы и начнем.

Итак: Статья 5. Отделение церкви (религиозных организаций) от государства

В Украине осуществление государственной политики в отношении религии и церкви принадлежит исключительно к ведению Украины.  … Религиозные организации не участвуют в деятельности политических партий и не предоставляют политическим партиям финансовой поддержки, не выдвигают кандидатов в органы государственной власти, не ведут агитации или финансирования избирательных кампаний кандидатов в эти органы. Священнослужители имеют право на участие в политической жизни наравне со всеми гражданами. … Религиозная организация не должна вмешиваться в деятельность других религиозных организаций, в любой форме проповедовать вражду, нетерпимость к неверующим и верующим других вероисповеданий. … Религиозная организация обязана соблюдать требования действующего законодательства и правопорядка.

Статья 9. Религиозные управления и центры

…Религиозные организации, руководящие центры которых находятся за пределами Украины, могут руководствоваться в своей деятельности установками этих центров, если при этом не нарушается законодательство Украины. Не регламентированные законом отношения государства с религиозными управлениями и центрами, в том числе и теми, что находятся за пределами Украины, регулируются в соответствии с договоренностями между ними и государственными органами.

По смыслу статьи 5 очевидно, что если договоренность не достигнута, то последнее слово остается за государством.

Статья 16. Прекращение деятельности религиозной организации

Деятельность религиозной организации может быть прекращена в связи с ее реорганизацией (разделением, слиянием, присоединением) или ликвидацией.  Реорганизация или ликвидация религиозной организации осуществляется в соответствии с ее собственными установками. …  В случае нарушения религиозной организацией, которая является юридическим лицом, положений этого Закона и других законодательных актов Украины, ее деятельность может быть прекращена также по решению суда.  В судебном порядке деятельность религиозной организации прекращается лишь в случаях: 1) совершения религиозной организацией действий, недопустимость которых предусмотрена статьями 3, 5 и 17 настоящего Закона;…  4) побуждения граждан к невыполнению своих конституционных обязанностей или действий, которые сопровождаются грубыми нарушениями общественного порядка или посягательством на права и имущество государственных, общественных или религиозных организаций.

Статья 17 нам не интересна, а третью мы тоже процитируем:

Статья 3. Право на свободу совести
… Осуществление свободы исповедовать религию или убеждения подлежит лишь тем ограничениям, которые необходимы для охраны общественной безопасности и порядка, жизни, здоровья и морали, а также прав и свобод других граждан, установленных законом и соответствующих международным обязательствам Украины.

Знание этих статей закона потребуются нам в дальнейшем, для лучшего понимания ситуации.

Автокефалия: кто вправе её предоставить?

Автокефалия – форма признания за православной церковью статуса поместной, то есть, самостоятельно действующей на территории независимого государства.  Признание происходит со стороны других православных церквей.

Иными словами, это та самая точка, где церковное право смешивается с земной политикой и столь же земными хозяйственными интересами.  Потому что церковь, кроме всего прочего, это собственник имущества, это предприятие по извлечению доходов из прихожан и это инструмент политического влияния.  Запреты на занятие политической деятельностью (ст.5) даже если они формально не нарушаются, не снимают проблемы политического влияния церкви. Оно есть – и никуда от этого не деться.

Но с автокефалией все непросто, поскольку, в отличие от католиков, у православных нет единоначалия. Все 14 православных церквей, признающих друг друга, находятся в сложных отношениях, а Константинопольский патриарх лишь “первый среди равных”. 

Зато есть прецедент Великого раскола (схизмы) 1054 года, когда православные разошлись с католиками и прокляли друг друга.  В 1965 году анафемы были обоюдно сняты, но раскол остался. Богословы с обеих сторон немало поспорили о различиях в Символе веры, но при непредвзятом взгляде причины раскола оказываются вполне земными.

Ограничение числа автокефалий отвечает общим интересам всех православных иерархов. Если 14 предстоятелей ещё могут хотя бы пытаться договориться и выработать общую позицию по важным для них вопросам, то с ростом их числа это будет всё сложнее, а с какого-то момента и вовсе станет невозможным.  В целом, картина повторяет барьеры, воздвигаемые при признании новой государственности:  вход в клуб ограничен, но при выполнении ряда условий прием новых членов всё-таки происходит.

Совсем закрыть их прием нельзя. Во-первых, обстановка в мире меняется, это отражается и на положении в церквях, и без учета этих изменений невозможен адекватный политический курс. Во-вторых, если отказников станет слишком уж много, они могут организовать собственный клуб и начать успешно конкурировать с существующим – это уже случалось в эпоху Реформации.  Нередко претендента на независимость выгоднее отпустить по доброму согласию, и сохранить с ним хорошие отношения – но так бывает не всегда. А, с другой стороны, если какой-то из членов клуба вам не нравится, его можно и урезать, облегчив признание для тех, кто хочет от него уйти и подвергнув сомнению само его право признавать или не признавать правомочность ухода от него.

Условия, необходимые для признания автокефалии, нигде однозначно не прописаны. Кроме того, под вопросом и то, кто вправе принимать решение о признании автокефалии или отказе в ней.  Согласно каноническому праву, а также по ряду исторических причин Вселенский (Константинопольский) Патриархат единственный в православном мире имеет признанное другими церквями право предоставлять автокефалию.

Тут просто некуда деться: за исключением трех других древних Восточных патриархатов: Александрийского, Антиохийского и Иерусалимского, остальные автокефалии – бывшие территории Вселенского Патриархата, отпущенные им. Не всегда получение автокефалии проходило гладко, случались и конфликты, но, во всяком случае, Вселенский патриархат обладает немалым опытом лавирования в этом тонком вопросе.

Москва давно «шатает» Константинопольский патриархат

Но исключительное право Константинопольского патриархата на дарование автокефалии последовательно расшатывается Московским патриархатом. Московский патриархат вообще давно копает под Константинопольский, и конфликтует с ним. А при советской власти, после того, как Сталин воссоздал заново разгромленную РПЦ – ну да, нынешняя РПЦ – абсолютный сталинский новодел, и мы к этому ещё вернемся – стал копать с удесятеренной интенсивностью. 

Константинополь нельзя формально лишить его статуса “первого среди равных”. Но, опираясь на поддержку государства и спецслужб можно свести этот статус к чистой формальности, став первыми де-факто.

Конфликты, в которых неизменно принимали участие государственные структуры СССР, и, в первую очередь, спецслужбы, происходили в связи с признанием автокефалий Польской и Грузинской православных церквей, а также Православной Церкви в Америке (15-й по счету автокефалий), которая получила признание от РПЦ в 1970 году и, кроме РПЦ признаётся Болгарской, Грузинской и Польской церквями, но не признается Константинополем. 

Перечисленные конфликты – самые очевидные, были и менее заметные, но общая тенденция налицо: московские попы, плотно сросшиеся с московскими спецслужбами, хотят потеснить Константинополь и начать рулить мировым православием.  Впрочем, занять место “первых среди равных” если не юридически, то хотя бы по факту московские попы стремились и до 1917 года. Конфликт вокруг Болгарской автокефалии в 1872 году, использованный Петербургом для изоляции болгар, с тем, чтобы не оставить им альтернатив союзу с Россией, развивался по сходному сценарию. 

Остальные православные церкви, с одной стороны, не прочь обрести влияние на процесс предоставление автокефалий, с другой же, понимают, что расширение права даровать автокефалию может привести к бесконтрольному росту их числа.

В рамках подготовки к Всеправославному Собору 2016 года этот вопрос был вброшен в обсуждение Московским патриархатом и максимально им подогрет. Константинопольский патриархат пошёл тогда на компромисс, согласившись с тем, чтобы автокефалии предоставлялись только при согласии и по просьбе церкви, в составе которой находится часть, претендующая на самостоятельное существование.

Но РПЦ МП хотела добиться еще и совместного провозглашения новых автокефалий всеми церквями, то есть фактически торпедировать Константинопольский патриархат, лишив его первенства уже окончательно.

В итоге, переговоры зашли в тупик. Вопрос был исключён из рассмотрения Всеправославным собором, а сам собор в Колимвари на Крите прошел в урезанном формате. Из 14 признающих друг друга православных автокефальных церквей в нем, по разным причинам, но, в значительной степени, из-за московских интриг, не участвовали Антиохийская, Грузинская, Болгарская и Русская церкви.

Таким образом, последний действительно Всеправославный собор прошел в 787 году (второй Никейский). Для справки: основатели христианства рекомендовали проводить Соборы дважды в год – это сопоставление позволит судить о степени реального единства в православии.

16 июня 2016 года, незадолго до открытия Собора, Верховная Рада приняла обращение к Константинопольскому Патриарху Варфоломею с просьбой признать недействительным акт 1686 года о передаче Киевской митрополии из подчинения Константинополю к Московскому патриархату, а также “принять активное участие в преодолении последствий церковного разделения путем созыва под эгидой Вселенского Патриархата Всеукраинского объединительного собора с целью решения всех спорных вопросов и объединения украинского православия”. 

Собор в Колимвари не рассматривал не комментировал украинский вопрос, но полномочный представитель Собора архиепископ Телмисский Иов (Константинопольский патриархат) заявил, что “Вселенский Патриарх не раз заявлял, что Константинополь является Матерью-Церковью для Украинской Церкви” и что решением Константинопольского Синода вопрос был передан специальной комиссии для изучения этой проблемы.

Как Москва наступала на Константинополь

В акте 1686 года, об отмене которого в 2016 году ходатайствовала Рада, предполагалось, что Московский патриархат (далее МП) выступит как наместник Вселенского (Константинопольского) патриархата (далее ВП) в Киеве, где будет исполнять только некоторые его функции, сохраняя при этом все права Киевской митрополии, и, особенно, право избрания в Киеве митрополита.

Все это было грубо нарушено Москвой. Не существует документа, признаваемого ВП, который давал бы право МП на территорию Киевской митрополии, соотносимую, по состоянию 1686 года, с территориями нынешней Украины и Польши. В 1924 году, ВП на этом основании издал томос о польской автокефалии. Это вызвало конфликт между ВП и МП. После установления в Польше марионеточного советского режима польское православие под давлением спецслужб было возвращено в МП, после чего получило автокефалию уже из рук Москвы, в 1948 – так московские попы-спецслужбисты унизили ВП.

Автокефалию Грузинской православной церкви  МП предоставил в 1943 году. Это был, во-первых, способ утвердить себя утерев нос ВП: вот, смотрите, мы есть, и даже сами раздаем автокефалии, и никто нам не указ; во-вторых – укрепить отношения с грузинскими иерархами. В отличие от РПЦ грузинская церковь не была полностью разгромлена, а затем реставрирована с нуля, уже как подразделение спецслужб. Она всё же осталась церковью, в связи с чем по отношению к ней соблюдались некоторые протокольные условности. ВП признал грузинскую автокефалию только в 1990. Такую же двойную роль выполняла операция по признанию МП автокефалии Православной Церкви в Америке в 1970.  С одной стороны, это ослабило ВП, уменьшив его влияние в США, с другой – дало КГБ СССР дополнительный канал влияния и площадку для работы в стране вероятного противника.

Все три конфликта вокруг грузинской, польской и американской автокефалий при внимательном изучении фактов и документов не оставляют и тени сомнения в том, что это операции спецслужб, проводившиеся под церковной “крышей”.

Давил МП на ВП и по украинскому вопросу. Когда в 2008 году патриарх Варфоломей приезжал в Киев, предполагалось, что он провозгласит Украину находящейся в канонической юрисдикции Константинополя. Это, по замыслу президента Ющенко, должно было стать началом процесса получения автокефалии.

Но Кремль, использовав свои связи, оказал на Варфоломея давление, и вопрос был отложен. Иными словами, тогда Кремль использовал российские спецслужбы, российский МИД и МП как три инструмента для удержания Украины в поле своего влияния и дальнейшей подготовки к агрессии.       

Продолжение следует

Секция «Дельта» группы «Информационное сопротивление»

Джерело

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *