«Первая мысль – кто-то включил боевик» – луганчанин о боях в городе

(Друкуємо мовою оригіналу)

2 июня 2014 года в Луганск пришла война. Так считают и жители города, и журналисты, и историки. Именно в этот день в 4 утра начали обстреливать Луганский погранотряд, а спустя 11 часов в центре города прогремел взрыв. Был ли это авиаудар, никто определить так и не смог. По словам местных журналистов и блоггеров, видео обстрела было изъято сразу же, а за 2 года никаких доказательств опубликовано не было. Но именно в этот день, по мнению историков, луганчане начали массово уезжать из города. Многие больше так и не вернулись.

«Первая мысль – кто-то включил боевик» – луганчанин о боях в городе

«Первая мысль – кто-то включил боевик» – луганчанин о боях в городеi


||
0:00:00




 

 

 

X

Второе июня 2014 года. 4 утра. Город Луганск проснулся от странных звуков – где-то что-то взрывается, рассказывает местный житель Артем.

«Первая мысль – кто-то включил боевик. Подошел к окну и увидел, что в яру на Мирном стреляют. Тогда дошло, бьют по нашим погранцам», – рассказал Артем.

Кто именно обстреливает и почему – ни Артем, ни многие другие местные жители, которые массово начали обсуждать событие в социальных сетях, не знали. Только у журналистов LifeNews был свой ответ, говорит луганский блоггер Алексей Фалин.

«Российские пропагандисты говорили, что это «Правый сектор» пошел в атаку на мирные кварталы. Все было наоборот. Пограничники держали оборону. При этом они стреляли из автоматов, а их обстреливали – из гранатометов», – рассказал Алексей Фалин.

По словам Артема, вооруженные гранатометами и стрелковым оружием боевики группировки «ЛНР» прятались сначала на крышах жилых домов, а позже просто заходили в квартиры и выгоняли жителей, используя обычных луганчан – как живой щит.

«К соседям с ноги зашли боевики. Что-то там кричали, что они защищают луганчан от правосеков. А какие правосеки, когда у нас весь Мирный – это квартал погранцов? Мы знали, на тот момент в погранзаставе были наши луганские парни», – рассказал Артём.

Луганские пограничники в ответ по квартирам не стреляли. Пограничники не собирались сдаваться, и продолжали отстреливаться под звучащий гимн Украины из их здания.

Они боролись, пока не пришлось отступить. Но это было через три дня. А второго июня были жаркие бои. Как только с обеих сторон переставали стрелять хотя бы на 10 минут, жители Мирного и соседних кварталов старались выехать из зоны конфликта. Они еще не догадывались, что через пару часов и в центре Луганска будет небезопасно.

14:55. В центре Луганска прогремел взрыв. Разрушены третий и четвертый этаж здания луганской областной администрации. Осколки разбросало по соседнему бульвару, где находилось множество гражданских. В результате взрыва погибло 8 человек, 28 было ранено осколками. На тот момент Луганская обладминистрация была захвачена сепаратистами.

«Доказать, какая же на самом деле была цель и кто стрелял, так и не смогли. Более того в интернете можно найти только одно видео по обстрелу, снятое с одной точки. По этому видео даже непонятно, из чего и откуда стреляли», – рассказывает блоггер Алексей Фалин.

Видео с камер банков, финансовых учреждений, машин, которые могли окончательно пролить света на эту проблему… их никто за 2 год не опубликовал. Даже внутренние камеры, через которые наблюдала милиция. Я пытался заполучить видео милиции, но сказали, что его уже изъяли, как и видео из банка, который находился напротив, – сказал Фалин.

Версий случившегося было множество, рассказывают историки. Писали, что в облгосадминистрацию попал неуправляемый реактивный снаряд или тепловая ловушка из самолета, также допускали попадание кассетной бомбы. В прессе рассказывали, что, возможно, в здание попали, пытаясь сбить истребитель из переносного зенитного ракетного комплекса. Многие журналисты склонялась к версии, что стреляли в здание областного управления СБУ, которое находилось через дорогу. И промахнулись.

До событий 2 июня в Луганске уже были захвачены военные части и обстреливали десантников в Луганском аэропорту. Однако именно после взрыва в областной администрации и боев на окраинах луганчане начали выезжать из родного города, – рассказывает историк Валерий Снегирев.

Последствия взрыва

«Это было начало апокалипсиса. До последнего поезда, а это 17 июля, даже ездили как в гражданскую войну, стоя в тамбуре. Если до этого была имитация сопротивления, если раньше это были внутренние разборки «ЛНР», и луганчан это не касалось, то когда 3 дня шел бой и страдали гражданские люди, тогда и поняли, что все было серьезно», – прокомментировал историк.

Для многих луганчан 2 июня стало не днем обстрелов пограничников и ОГА, но и той датой, когда они уехали из родного дома на несколько недель, пока все не утихнет, и так и не вернулись даже спустя 2 года.

(Радіо Свобода опублікувало цей матеріал у рамках спецпроекту для жителів окупованої частини Донбасу)

Джерело

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *