Шторм для умов и кошельков россиян

В начале этого года я писал о перспективах российского авианесущего флота, а точнее, о его бесперспективности. В частности, тогда я вспоминал как развалюху авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов», так и ещё не построенный, но уже не имеющий аналогов в мире авианосец проекта 23000Э «Шторм». И не прошло года с того дня, а «Кузя» уже отправляется к берегам Сирии с рекламной миссией продемонстрировать возможности МиГов, которые пока никто не хочет покупать, а российская пропагандистская машина уже рассказывает о том, насколько мощный дисбаланс сил в мире произойдет при спуске на воду «Шторма».
Что же, раз кремль включил опять шарманку о величии и могуществе, возбуждая ура-патриотическую эйфорию, то, видимо, имеет смысл вновь её остудить фактами и трезвым взглядом на этот самый, не имеющий аналогов в мире, проект 23000Э. И начну с наиболее актуальной темы для России сегодняшнего дня – стоимости постройки.
Бюджет
Строительство авианосца «Шторм» оценивается в 350 млрд рублей. Но эта сумма озвучивалась в середине 2015-го года, и тогда составляла в долларовом эквиваленте 6,2 млрд. И даже тогда считалось, что сумма явно заниженная. С учётом же сегодняшних реалий эти 350 млрд рублей представляют собой около 5,3 млрд долларов. Между тем, время идет, инфляция делает своё дело, и стоимость растет с каждым днём. И какова она будет к 2025 году, когда хотят начать строительство авианосца, предсказать трудно, но уж точно не в озвученных ранее пределах. Да и нефть застолбила $40 за баррель Urals, и рост её только снится.
Сроки
Как планируется, новый российский авианосец будет заложен на верфи «Севмаша» не раньше 2025 года. При этом спустить его на воду обещают уже в 2030-м. Откровенно говоря, так быстро авианосцы не строили даже в СССР, спуская на воду и вводя в эксплуатацию те немногочисленные, что были в течении 9-10 лет. При этом их водоизмещение не превышало 61 тыс. тонн, а «Шторм» позиционируют как суперавианосец, стотысячтонную грозу Арктики и океанов…
Если уже говорить о авианосцах на 100 тыс тонн, то яркий пример – в США уже как семь лет строится «Джеральд Р. Форд». А Россия, не имеющая даже тех мощностей, что были в СССР, куда более скудный бюджетный потенциал, отсутствие опыта и технологий, хочет спустить на воду свое супер-корыто уже в 2030-м? Странное заявление для страны, которая корветы проекта 20380 по десять лет строит…
Итоги
Скепсис относительно постройки «Шторма» и его роли в дисбалансе на мировой арене вызван вполне обоснованными факторами, среди которых я не упомянул лишь генетическую тягу к распилам. Вспомните, как изменялся бюджет Керченского моста или  космодрома «Восточный», какие скандалы им сопутствовали и сопутствуют, и какое бремя легло на бюджет и российских налогоплательщиков. Хотя, кто-то может сказать – ради величия державы и воду с хлебом будет только есть! Хмм…
Я не знаю, что там с величием державы, а вот то, что «Шторм», еще будучи не построенным, не заложенным и вообще сырым и неаппетитным, как санкционный гусь под гусеницами высокодуховного трактора, уже пытаются продать индусам – это факт. Но если это так, то что же из себя представляет вся эта эйфория и ажиотаж вокруг проекта 23000Э? Банально – пиар авианосца, выделение сумасшедших денег на который в сложный экономический период будет одобрено не только правительством, но и бьющимся в экстазе величия обществом. Не больше, не меньше. Только ещё неизвестно, захотят ли индусы покупать «Шторм», имея печальный опыт эксплуатации советских авианосцев, да и сроки… ждать 15, а то и 20 лет?Читайте и смотрите так же в:

Джерело

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *