Время артиллерийских кораблей в военном флоте закончилось окончательно

На днях в Перу состоялся вывод из состава ВМС крейсера CLM 81 Almirante Grau, который являлся последним артиллерийским крейсером, находившемся на службе не только перуанского флота, но и в целом – в мире! Аналогичные корабли остались только в качестве музейных экспонатов в разных странах мира – в США, Великобритании, России, Японии, Греции.
По сути, история могучих боевых кораблей, наводивших когда-то ужас не только на море, но и на суше, благодаря возможности ведения огня по береговой линии – завершилась. Многие из них оставались на активной службе долгие годы после Второй мировой – как по причине уже имеющегося в них ресурса для модернизации, так и по причине дешевизны массированного артиллерийского огня при поддержке десантных операций. Последний момент оставался актуальным вплоть до операции "Буря в пустыне" 1990 года, ставшей "лебединой песней" последних в мире действующих линкоров типа "Айова", вскоре после этого выведенных из боевого состава ВМФ США.
В целом, нет в этом ничего удивительного, ведь сам смысл в артиллерийских крейсерах уже давно отпал, учитывая оснащение кораблей этого класса во второй половине прошлого века ракетным вооружением. И даже перуанский старичок, которому, между прочим, 64 года, в ходе модернизации 1993 года был оснащён противокорабельным ракетным комплексом Otomat Mk 2. Однако, четыре двухорудийных 152-мм артустановки никто убирать и не думал, сохранив за ним статус артиллерийского корабля.
Последний артиллерийский крейсер находился в строю флота Нидерландов с 1953 года, а строился – вообще с 1939-го. В 1972 году он был продан в Перу – где и служил до 2017 года.
На сегодняшний же день грань между крейсерами и эсминцами уже давно стерлась, корабли этих классов так схожи по своим функциям и огневой мощи, что надобность в первых попросту отпадает. И речь идет не только об артиллерийских, но и ракетных крейсерах. Развитие современных технологий позволяет обходиться всего одной-двумя установками калибра 127-155 мм для достижения большей огневой производительности, чем у линкора или тяжелого крейсера эпохи Второй мировой, причем с большей дальностью и точностью стрельбы. А ожидаемый в ближайшие годы переход на электромагнитные пушки (они же рельсотроны) может сделать ненужной и существующие крупнокалиберные артсистемы на кораблях класса фрегата и выше.
Одной из стран, которая по прежнему делает ставку на тяжёлые атомные ракетные крейсера остается Россия, имитируя ремонт имеющихся кораблей "Адмирал Нахимов" и "Петр Великий", но лишь по одной простой причине – отсутствие возможности оперативно заменить их новые и современные эсминцы.
Что же, CLM 81 Almirante Grau прошёл длинный и тернистый путь, от голландской верфи Wilton-Fijenoord в Схидаме, где был заложен 5 сентября 1939 года, перехода по флаг Перу в 1973-м и уходе на покой в 2017. Долгий путь и точка в целой эпохе.

Джерело

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *